ПУТЕВОДНАЯ ЗВЕЗДА. ШКОЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

Уважаемые читатели!

Любите ли вы читать? Надеемся, что ДА. Тогда именно для Вас наша библиотека выписывает журнал «ПУТЕВОДНАЯ ЗВЕЗДА. ШКОЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ» (с 1996 по 2000 год – «Школьная роман-газета»).

Нажмите, чтобы увеличить

«Журнал «Путеводная звезда», № 12, 2018 год

В журнале напечатан роман Дмитрия Лиханова «Бьянка». В 2012 году мы уже читали на страницах «Путеводной звезды» повесть «Маленькое сердце». И вот новое произведение писателя.

«Роман Дмитрия Лиханова – удивительное литературное явление. Любое произведение о животном – это всегда о человеке. «Бьянка» – тоже не только о собаке, но о людях, среди которых она жила. Повесть о человечности и подлости, доброте и предательстве. О Дружбе. И бескорыстной Любви. Автор бесстрашно погружает читателя в мельчайшие подробности переживаний собаки по имени Бьянка» – написал в предисловии к книге Андрон Кончаловский.

Бьянка родилась в питомнике, «в истоках прежней её счастливой собачьей судьбы была десятилетиями выстраиваемая родословная, талант её – неодолимая страсть к охоте. А дальше, тщательно подобранный партнёр, у которого в каждой частице семени природой вплетены отвага, верность. Чье имя вписано в толстые книги родословных. Чья кровь в союзе с задатками белоснежной Бьянки дали бы славную жизнь новым поколениям лаек. Увы, выдающемуся потомству Бьянки, которым могли бы гордиться знатные заводчики, так и не суждено было появиться на свет». Всё в её судьбе пошло не так.

Впрочем, так часто бывает и у людей. И у людей… живущих рядом с нами в одном доме, на соседней улице, в ближайшем дворе. И у людей, среди которых живем мы – «простые человеки» – рождаемся, любим, трудимся, строим планы. А какая кому уготована судьба?

Почему, казалось бы, простое название романа написано латинскими буквами, вы узнаете, дочитав его до конца и поймете, что по-другому просто быть не могло, ведь эта книга – пронзительная песнь о собаке.

Я к вам обращаюсь, товарищи дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Нажмите, чтобы увеличить

В номере 11 за 2018 год опубликована биография И. С. Тургенева, составленная Е. А. Соловьёвым. Казалось бы, очередная биография знаменитого писателя, но это не так. Данный очерк был издан в серии «Жизнь замечательных людей» Флорентия Федоровича Павленкова (1839–1900), одного из крупнейших книгоиздателей России конца XIX в., просветителя.

Евгений Андреевич Соловьёв написал первую на тот момент научную биографию Тургенева, основанную на обширном фактическом материале: документах, письмах, мемуарах, воспоминаниях людей, лично знавших писателя. В этом её ценность. Биография не потеряла своей актуальности по сей день, поскольку о такой выдающейся личности как Тургенев можно и нужно рассказывать много.

Как отмечали современники, И. С. Тургенев – «гениальный романист, изъездивший весь свет, прочитавший всё, что только в силах прочитать человек, говоривший на всех языках Европы так же свободно, как на своём родном», был не только знаменитым писателем.

Тургенев стал пропагандистом русской литературы на Западе. Блестящая образованность, неизменная благожелательность, обаяние его личности и таланта привели к тому, что у Тургенева был очень широкий круг общения в Европе, более чем у любого из его современников. Благодаря Тургеневу европейцы смогли познакомиться с творчеством многих русских писателей.

Тургенев же способствовал тому, чтобы русский читатель познакомился с творениями выдающихся зарубежных писателей.

Как в творчестве, так и в жизни Иван Сергеевич был истинным гуманистом, принимая участие в судьбах самых разных людей, никогда и никому не отказывая в помощи. Недаром французский писатель Э. Ренан назвал Тургенева «совестью целого народа», пророком «великой славянской расы, которой предстоит ещё сказать своё слово во всемирной истории».

В «Большой перемене» вы прочитаете, как правильно выбрать профессию, что делать, если мама отговаривает от поступления в выбранный вуз, критикует вас. Как найти компромиссный вариант?

В рубрике «Эврика» вы прочитаете о талантливых изобретателях, представлявших свои работы на Международной выставке, которая прошла в Индонезии. Россию представляли 17 школьников. Среди них, например, 13-летний Тамирлан Нагоев из Кабардино-Балкарии продемонстрировал международному жюри «Мобильную мини-ГЭС на автомобильном шасси для обеспечения электроэнергией в труднодоступных районах».

А таймырский школьник Глеб Воронов привёз в Индонезию «летающую» мыльницу. Его не устраивало, что мыло обычно размокает, либо прилипает к мыльнице. Хотелось бы вам иметь такую? Эти «летающие» мыльницы уже запатентованы одной из промышленных компаний в регионе.

Среди юных российских изобретателей были и воспитанники станции юных техников Норильска Юнус Салманов и Эмильбек Саттаров. Они изобрели автоматическую систему очистки стёкол в очках. Попросту говоря, это специальная насадка на очки, или дворники. Ребята хотят, чтобы их устройство стало открытием международного масштаба, чтобы во всех странах люди могли гулять в небольшой дождь, Чтобы, заходя в магазин с мороза, не нужно было искать платочек и протирать линзы, а просто нажать на кнопку – и запотевшие стекла вновь станут чистыми.

В будущем парни планируют создать автоматическую ручку, которая пишет с помощью живой речи. Такая ручка помогла бы студентам, которые не успевают записывать все, что говорит преподаватель на лекции.

Вот такие юные таланты живут в России! Нам есть на кого равняться!

Нажмите, чтобы увеличить

«Путеводная звезда. Школьное чтение», № 10, 2018 год

Этим номером «Путеводная звезда» поздравляет с юбилеем своего старинного единомышленника и соратника Владислава Петровича Крапивина. Поздравление с событием незаурядным – 80-летием со дня рождения.

К юбилею писателя авторы журнала пригласили на свои страницы сочинение Крапивина давно и хорошо известное – повесть «Трое с площади Карронад». Повесть была написана в 1979 году, но она очень современна и в наши дни. Ведь общество призывает нашу молодёжь (может, и не совсем искренне) повернуться лицом к таким моральным ценностям, как настоящая дружба, взаимовыручка, честность, порядочность, мужество, ответственность не только за себя, но и за того, кто рядом, за благополучие страны в целом. Многим сейчас хочется читать о хороших людях, а не только о преступниках и коррупционерах. И повести Владислава Крапивина дают нам образец таких замечательных юных граждан – «крапивинских мальчиков» – рыцарей без страха и упрёка, дела и мысли которых сосредоточены не на меркантильном, а на высоком, доброта – не показная, а дружба – искренняя и трогательная.

Пятиклассник Славка Семибратов с мамой после нескольких переездов приезжает, наконец-то, в приморский Город Славкиной мечты. В предыдущих городах в жизни Славки не было никаких просветов – везде тоскливая серость. Единственное, что было хорошего в его прежней жизни – парусная секция, в которой он успел получить удостоверение яхтенного рулевого III класса.

В Городе, в новой школе, Славка попадает на пионерский сбор, на котором обсуждается дерзкая выходка Тима Селя – он пробрался на пришвартованную баркентину «Сатурн» с целью перегнать судно через бухту и посадить на сваи, чтобы «Сатурн» разбило волнами. Цель этого мероприятия – не допустить переоборудования парусного судна в ресторан. Участники сбора, в целом, поддержали Тима и вместо суровых мер предложили вынести Селю строгий выговор и то – не за попытку угона судна, а за вождение без судоводительских прав. Но после того, как за Тима вступился Славка, строгий выговор заменили простым порицанием.

Этот эпизод послужил началом крепкой и преданной дружбы между Тимом Селем и Славкой Семибратовым. Вместе они поступают в парусную секцию и живут насыщенной и беззаботной жизнью. Тим делится со Славкой своей идеей поставить памятник ребятам: в Городе более трёхсот памятников, но нет ни одного памятника мальчишкам. Мальчишкам, погибшим во время Первой обороны, Второй обороны и мальчишкам, гибнущим в наши дни от боеприпасов, сохранившихся с последней войны. Эти боеприпасы – настоящая беда Города. То и дело появляются сообщения о гибели детей из-за неосторожного обращения с найденными боеприпасами. Памятник, по задумке Тима и Славки должен изображать трёх мальчишек, каждый из которых символизирует свою эпоху, и стоять на площади Карронад.

Однажды Славка и Тим причалили к берегу, где группа детей копалась в куче металлолома, и один из них держал в руках снаряд. Славка отбирает у детей снаряд. Они с Тимом решают доставить его военным, но нести опасную находку нужно в руках, чтобы случайно не ударить. Некоторое время Славка и Тим спорят, кто понесёт снаряд, а кто поведёт яхту к причалу. В конце концов, Славка, используя свою власть капитана,  приказывает Тиму вести яхту, а сам, положив снаряд в портфель, несёт его к воинской части. Его страшный путь закончился благополучно, но Тим горько обиделся на Славку и отказывается с ним общаться. Славка не понимает, в чём дело, но все его попытки восстановить отношения с Тимом терпят неудачу.

На самом же деле отчуждение Тима вызвано тем, что он струсил – в душе он обрадовался, когда Славка приказал ему вести яхту к причалу. И стыд собственной трусости не позволял ему больше общаться со Славкой. Но истинную причину он предпочитает прятать под маской гордой обиды.

Мама Славки собирается вернуться в тот город, который он с такой радостью покинул, и забирает его с собой. На одной из станций к поезду прибегает Тим. Он приковывает Славку цепью к фонарному столбу, срывая, тем самым, отъезд. Славка остаётся в Городе.

Советую всем почитать книги В. Крапивина, им написано более 10 романов и около 50 повестей, на разных языках издано около 200 книг. И все они адресованы школьникам.

Нажмите, чтобы увеличить

Предлагаем вашему вниманию новый выпуск журнала «Путеводная звезда: Школьное чтение», поступивший в читальный зал библиотеки в сентябре 2018 года. Якубовский А. П. «Верные друзья»: повесть и рассказы. Наиболее полно Аскольд Павлович Якубовский – русский прозаик – в своем творчестве раскрывает тему взаимоотношений человека и природы. Писатель посвятил целую серию рассказов собакам («Стрелка», «Лобастый», «Возвращение Цезаря» и другие), а также повесть «Четверо». Как во всякой доброй книге, праведном поступке, отношении одних людей к другим, может и должен, непременно должен возникать общий знаменатель человечности. Им может стать и собака, утверждает, среди прочего, Аскольд Якубовский своим нестареющим посланием к нам, читателям. Не зря японцы утверждают: собака – тот же человек, только лучше…

В «Большой перемене» - это Журнал в журнале – ты прочтёшь о том, что волнует твоих сверстников: проблемы в школе и семье, о взаимоотношениях с одноклассниками и друзьями, о любимой музыке и своих хобби. Страницы «Путеводки» всегда открыты для умных размышлений, поиска, желания сделать жизнь интересней и лучше.

Есть рубрики «Проба пера», «Смешки-пересмешки», «Это интересно». Например, знаешь ли ты, какие диковинные школы разбросаны по миру? На далеком острове Белитунг, что «на краю света», дети учатся на открытой веранде под толстым слоем травы и листьев пальмы вместо крыши, приподнятой над землей бамбуковыми сваями. Это Зелёная школа, вместо электрических ламп – солнце, вместо стен – тропические ливни… Ты бы хотел учиться в такой школе?

На Филиппинах есть школы, в которые дети и учителя добираются на… камерах грузовых автомобилей. Дети филиппинских и камбоджийских бедняков добираются в школу… в больших тазах, в которых мать стирает бельё, а отец разделывает рыбу. Так и плывут к первому уроку в тазике, уцепившись за алюминиевые края. Смешно? И грустно.

С приключениями, опасными для жизни, по канатной дороге добираются через приток знаменитой реки Риу Негру до единственной в округе школы, ученики прибрежных колумбийских деревень. Цепляются руками за петлю, зажмуривают глаза, поджимают ноги и – вперед к знаниям.

Это ещё цветочки. Самой труднодоступной признана школа в китайском горном поселке Гулу. В это трудно поверить, но на дорогу к «храму знаний» дети тратят… пять часов в оба конца.

Какие же вы счастливые, что живёте рядом со своими школами, что вам не надо далеко ехать, плыть или лететь!

нажмите, чтобы увеличить

Журнал рекомендован Министерством образования РФ для программного и внеклассного чтения всех средних учебных заведений. «Путеводная звезда» - это ещё и помощь учителю литературы, истории и иных гуманитарных дисциплин. В конце каждого номера публикуется конспект учительских вопросов ученикам, которые позволяют провести содержательный диалог по обсуждению каждого опубликованного произведения. Внутри номера – журнал в журнале «БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА», постоянно публикующий письма, стихи и прозу детей, публицистику, обращенную к ним, юмор, а также другие материалы.

В одном из предпоследних номеров «Путеводной звезды» были напечатаны «ГОРЬКИЕ ПОВЕСТИ» Альберта Лиханова. Прочитав их, учитель литературы МБОУ СОШ №33 Кивлева А.Н. написала отзыв.

 Предлагаем Вам познакомиться сначала с самим произведением, а потом и с отзывом на него.

И СНОВА О ПОВЕСТЯХ А. ЛИХАНОВА.

Всегда ли мы задумываемся, как нам, возможно, повезло, что рядом с нами по жизни идут родители, брат или сестра? Или как это важно, чтобы на огромной Земле рядом был близкий и родной человек, которому можно рассказать всё, что тебя волнует и тревожит, или поделиться с ним радостью. Самое важное в жизни человека – его семья…

Жизнь семьи, как и всего общества, регулируется Законами. В России существует Семейный кодекс РФ 1995 года. В нем расписаны права и обязанности родителей и детей.

Но кто и как выполняет этот Государственный документ?

К сожалению, в нашей современной действительности всё чаще и чаще происходит наоборот. Читаем в «Путеводной звезде» «Горькие повести» Альберта Лиханова, который задает нам самый актуальный вопрос: «Почему горчит наша жизнь?»

нажмите, чтобы увеличить

Представляя свои произведения, Альберт Анатольевич пишет: «И всё-таки человек, особенно человек малый и душевно покинутый, или, что ещё хуже, отринутый нелюбящими, бездумными, слабыми взрослыми, чаще, чем им хотелось бы, оказываются в одиночестве ничегонепонимания и бросаются в бездну отчаяния».

Первое пронзительное произведение – «Свечушка». Так кто же она? «Тихая, покорная, неговорливая, от природы медлительная, любящая тишину и нигде её не находящая в стае детей, вечно куда-то бегущих, орущих, ревущих или поющих, - она научилась притаиваться в складском уголке, под вглядчивым, но не отталкивающим, а, напротив, щадящим, каким-то жалеющим взглядом тети Нюры, и затихала.»

Свое второе имя Надя получила от самого родного ей человека, тети Нюры, интернатской кастелянши, из-за внешнего вида: «Просто светлая девочка, почти белая, с обыкновенным, белым же лицом и чуточку рыжеватыми – точнее, рыжевато-блёклыми - волосами».

И вновь в повести звучит постоянно волнующая писателя тема, которая затрагивает человека до глубины души: «Уж всё так устроено в мире, разве не ясно – если человека сломали, он и впрямь будет как испорченная кукла, и вовсе не куклу надо винить, пусть будет она как угодно плохой, а того или тех, кто её сломал, не так ли?»

Вся короткая, на самом деле горькая жизнь Нади проходит перед читателем. И эту жизнь предопределили её родители, которые предали ребенка, и общество, неспособное защитить его. Почему? Ответ дан самим автором повести: «Пьянство сиротский народ мнил делом пропащим и ничем не изводимым. Похуже тюрьмы».

Более менее спокойная жизнь под защитой тети Нюры закончилась для Нади. Она попала в жестокий мир взрослых, где её настигла новая, более страшная беда – насилие физическое и моральное, полностью лишившее её жизненного стержня: «Всё в ней замерло, а всё, что вне её – как бы проходит мимо, не задевая, не вызывая ни чувств, ни отношения. Надя будто замерла, чего-то ожидая». И вновь судьба наказала её, противиться которой этот беззащитный человек был не в состоянии: «Свечушка будто нарочно сжигала себя, не слушая никого, - ни доброго Митрофана Яковлевича, ни хорошего Николая Ильича, ни её, тетю Нюру.

Сделать аборт она решительно отказалась, доставив всем немало хлопот. Сначала тем, что ей ведь и семнадцати не было, когда родила, потом тем, что еле сама выкарабкалась. Рожая. А родила она безнадежно больного мальчика, полного дебила. Монах Мендель не помог со своей теорией: половина безумного Толика оказалась сильней Надиной природы. Да ведь и её генетическая предыстория была, сказать по совести, темна».

И жизнь этих двух людей, песчинок в огромном мире зла, безысходна: «Надя сидит, упершись мертвым взглядом в окно».

Другая повесть «Эх, вы!..» не менее трагична. Конечно, хороша большая многодетная семья. Но готова ли каждая из них дать полноценную жизнь своим детям? Вот как об этом пишет Альберт Лиханов в повести: «Эх, вы!..»: «Трое, четверо, наконец, шестеро детей при совершенной необеспеченности родителей трезвомыслящие реалисты назовут русским сумасшествием, безответственностью, бессмыслием, и будут правы».

Вся жизнь в этой семье пошла наперекосяк, с падением пьющих родителей ломались судьбы их детей, которые трепетно относились друг к другу, помогая и защищая себя.

Во время пожара Славик понял, что помощи ждать не от кого: его окружали бездушные люди: «И тут его поразила тишина. Село спало, не соизволив даже встрепенуться, а над головой сияли, низко опустившись, огромные звезды. Казалось, какое-то надземное многоглазое существо с любопытством таращится на этих людей, на их беду, которая вдруг свалилась ни за что, ни про что, и никто не подумал прийти им на помощь».

Ничто не могло остановить родителей, потерявших человеческий облик. Пьянка заслонила им всё. И Славик, перестав бороться и призывать родителей бросить пить, решил расстаться с жизнью: «Отец нашел его неподалеку от дома, в лесочке, сильно поредевшем в последние годы. Он висел в веревочной петле и уже давно окоченел. Было еще довольно рано, грязь прихватил первый морозец, и она смирилась, притворилась простой землей.

Но небо! Небо будто высветилось до самых высоких глубин, и вдали от этой чистоты и ясности снова развиднелись далекие розовые горы, к которым хочется идти, бежать, лететь, ведь там, наверное, можно найти покой и радость.

Слава любил смотреть в ту сторону…»

И родители ничего не поняли, как это, к сожалению, часто встречается в нашем мире, где алкоголь лишает людей разума и сердца.

Очень хочется, чтобы многие люди, которые постоянно соприкасаются с проблемами современного детства, задумались над финалом этой повести: «Я должен был написать эту повесть. Не мог не написать, потому что, может, хоть она станет памятником Славику.

Продрогший до звона деревянный крестик на его могилке, сколоченный полоумным Митяйкой, и слова этой эпитафии – дай-то Бог, чтобы они прошибли хоть кого-нибудь!»

И, наконец, третья повесть «Свора». Её главный смысл заключен, на мой взгляд, в следующих рассуждениях Альберта Лиханова: «Вообще-то своим свойством природа одарила и всех иных сущих в мире – и кошек, и змей, к примеру. Да и человека тоже. Только его в последнюю почему-то очередь. Наверно, потому, что к себе самому он плохо прислушивается – всё более слушает чужие рассуждения и, может, единственный во всей природе оборудован так, что способен глядеть, а не видеть, слушать, но не слышать, чувствовать, но чувствам своим не верить.

Собакам же, да еще одиноким, брошенным, отринутым людьми, - ничего иного не остается, как прислушиваться к своим предчувствиям».

Но брошенные собаки, оказавшиеся на свалке, не одиноки: «Там, внизу они расходились, разбредались, исчезали в снегопаде, который то усиливался, то слабел, и этот снегопад как будто бы затушевывал черные от грязи и копоти человеческие фигуры, заштриховывал их падающей белизной, и походило, будто сам Господь затирает их существование чистым своим желанием, прячет в необъятных просторах своих, за греховность их, за бездельность, за отреченность от мира. Стирает снегом сам факт их существования». В этом произведении описан типичный случай, когда хозяева отрекаются от своих братьев меньших, не думая о том, какой вред наносят и себе, и животным: «Поселки и садовые хозяйства пустели, и по весне добрые, охотно принимавшие в свои владения щеночков и котят вольного происхождения, осенью люди становились злыми, а говоря правду, беспощадными, усаживались в свои или наемные авто и уезжали, не оборачиваясь.

Дети чаще всего ревели, особливо маленькие, неразумные – дети вообще всегда дружно оплакивали своих летних друзей, за что и получали взрослые окрики, а то так и затрещины, машины фыркали, исчезали, и животный люд, прирученный за лето, может, и не к ласке, но к обеспеченности, к регулярным харчам, к человеческим голосам, как оказывалось, обманчиво ласковым, все это терял враз, в какие-то минуты и навсегда сиротел».

Несмотря на страх, собаки оказывались более верными, чем люди, и всегда возвращались в свой родной дом. Вот и Брэк вспомнил своего хозяина. Но там, куда он вернулся, жили другие люди.

Поэтому собаке ничего не оставалось, как вернуться к своей своре.

Думаю, мои рассуждения станут ответом на многие вопросы, адресованные учителю и ученику, станут поводом для разговора на уроках литературы и, может быть, помогут многим избежать жизненных ошибок.

Вот эта новая встреча с писателем Альбертом Лихановым стала очередной отправной точкой для создания ситуаций на внеклассных мероприятиях, участие в обсуждении которых вызовет не только интерес, но и даст возможность помочь нуждающимся людям и животным.

нажмите, чтобы увеличить
Тезисы к диалогу

ПОИСК ПО САЙТУ


Мы на YouTube
Мы ВКонтакте


Top.Mail.Ru