ОРГАНИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ МАССОВЫХ БИБЛИОТЕЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ КНИГИ И ЧТЕНИЯ

Детская библиотека является одним из тех учреждений культуры, которое работает в режиме поиска не только информации, но и новых форм мероприятий, способствующих привлечению читателей для организации досуга, продвижения книги и чтения.

Известно, что человек мыслит образами, запоминая 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного. Из одновременно увиденного и услышанного в памяти остается 50–70%, а то, в чём он принимал участие – 90%.

Нажмите, чтобы увеличить

Поэтому более эффективным способом привлечения внимания к библиотеке служит живое общение с читателем, вовлечение его в разные виды действия (интеллектуальные игры, конкурсы, акции, дискуссии), то есть интерактивные модели коммуникаций. Также популяризируют книгу и чтение мероприятия новых форм – флэшмобы, печа-кучи, батлы, слэмы, сторителлинги, литературная мафия, сторисеки, аудиоквесты на литературной, культурной и художественной основе.

Термин «интерактивность» происходит от английского слова interaction, которое в переводе означает «взаимодействие».

Взаимодействие в деятельности делает любое мероприятие интересным, динамичным и запоминающимся для участников. Суть интерактивных форм работы заключается в совместной деятельности, в обмене знаниями, идеями. Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, а также стимулирует развитие и навыки творческой деятельности. Читательская аудитория охотно принимает интерактивные формы работы и участвует в них.

На основе традиционных появляются интерактивные формы работы. Из интерактивных могут произойти инновационные. Следует отметить, что современные интерактивные и инновационные формы работы не вытесняют книгу, а наоборот – привлекают к чтению, развивают мотивацию к чтению, если их правильно использовать.

Всё более популярной формой работы в библиотеках становится сторителлинг – рассказывание историй, точнее – передача информации, важных знаний, культурных ценностей из поколения в поколение. В Википедии сторителлинг трактуется как «современная форма сказительства и определяется как коммуникационный, эстрадный и маркетинговый приём, использующий медиапотенциал устной речи». Каждый сторителлинг имеет драматургическую структуру. Сценарий включает обязательные элементы: завязка, конфликт, борьба, финал. Рассказчик «стремится превратить свой рассказ в некое действо и использует различные наглядные средства и приёмы для создания более насыщенной атмосферы сопереживания». Самое главное помнить, для чего мы рассказываем историю, какую мысль мы хотим донести до слушателя? Сухие факты плохо запоминаются, а вот история – короткая, яркая, запомнится наверняка. Приведем два примера подачи информации: пример №1 – обычное описание фактов, пример №2 – сторителлинг.

Пример 1: Корней Иванович Чуковский написал много сказок для детей: «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Тараканище», «Бармалей», «Краденое солнце», «Айболит» и другие. Сказка «Муха-Цокотуха» была написана в 1923 году. Автор в это время жил в Петрограде (ныне город Санкт-Петербург). Был август, семья писателя жила на даче и ничто не отвлекало Корнея Ивановича от творчества.

Пример 2: Однажды, жарким августовским днем Корней Чуковский шёл по городу и вдруг почувствовал необыкновенный прилив радости и вдохновения. Он «как на крыльях» взлетел в свою пустую квартиру, сорвал со стены клочок обоев (как хорошо, что в квартире был ремонт!), взял карандаш, стал быстро записывать строчка за строчкой новую сказку – весёлую сказку о Мухиной свадьбе, и чувствовал себя на этой мушиной свадьбе женихом! Когда же дело дошло до самой свадьбы, Корней Иванович на минуточку задумался, а потом вдруг вскочил и принялся носиться из комнаты в коридор, а потом в кухню, высоко задирая ноги: «Та-ра-ра, та-ра-ра! Заплясала мошкара! Веселится народ – Муха замуж идёт!». Представляете, высокий, сорокалетний дядька скачет по квартире в «дикой шаманской пляске», выкрикивает звонкие слова и записывает их на «корявой и пыльной полоске, содранных со стены, обоев». Вот так за один день была написана сказка «Муха-Цокотуха».

Как всегда, что-то новое – это хорошо забытое старое. Во времена древнего Рима богатый торговец Ицелл заставил своих рабов выучить наизусть книги. Этими «живыми книгами» он развлекал своих гостей во время приёмов, и весь Рим говорил о его «живой библиотеке».

Идею «Живой библиотеки» (Human Library) с большим успехом используют современные библиотекари. «Живая книга» – форма мероприятия, где в роли книги выступает человек. Он выстраивает откровенный разговор по определенной теме и отвечает на вопросы. «Живые книги» приходят на встречу с читателями, делятся своими историями, увлечениями, мастерством. Когда книг становится много, получается своеобразная «Живая библиотека».

«Живая Библиотека» – это современный вариант традиционной формы «вечер встречи» с той разницей, что «живая библиотека» даёт возможность пообщаться с человеком (прочитать «живую книгу») в формате «один на один». «Живая библиотека» предлагает поговорить с человеком, с которым в повседневной жизни пообщаться вряд ли удастся, даёт возможность получить представление о человеке, социальной группе, профессии, нации.

Работает «Живая библиотека» так же, как и обычная: читатели приходят, заполняют «библиотечный формуляр», выбирают «книгу» и «читают» её в течение определенного времени. «Книгами» могут быть волонтёры, работники, писатели и поэты и другие интересные люди.

К одной из интересных, интерактивных форм можно отнести печа-кучу (PechaKucha) – это новый, но активно развивающийся формат общения, в переводе с японского означает «бла-бла-бла» или «болтовня».

По форме это краткая презентация, ограниченная во времени по продолжительности. Презентация состоит из 20 слайдов, которые сменяются автоматически. Каждый слайд демонстрируется ровно 20 секунд, по этой причине печа-куча иногда называют ещё презентацией 20x20. Итого весь доклад длится ровно 6 минут 40 секунд. После каждого доклада слушатели могут поделиться своим мнением или задать вопрос докладчику. Обычно на таком мероприятии делают от 8 до 12 докладов, тематика выступлений может быть самая разная. Печа-куча давно популярна во всем мире, в последние годы в России тоже начинают осваивать эту удобную форму проведения мероприятий. Формат печа-куча очень подходит к проведению каких-либо конференций, открытых микрофонов и других мероприятий.

Нажмите, чтобы увеличить

Ещё один интересный метод, который можно использовать в работе с художественным текстом «Шесть шляп мышления». Метод был разработан английским психологом и писателем Эдвардом де Боно. В одноимённой книге Э. де Боно даёт приёмы, которые помогают организовать умственную деятельность, как коллективную, так и личную, принять правильное решение, преодолеть барьеры в понимании и оценке ситуации. Метод позволяет глубже анализировать художественное произведение, посмотреть на книгу и её героев как бы с разных позиций. Цвет шляпы определяет направление развития мысли:

• Белая – самая нейтральная. Поэтому участники этой группы оперируют только фактами. То есть доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе.

• Жёлтая – солнечная, радостная, позитивная. Участники этой группы ищут выгоды предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты.

• Чёрная – негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против.

• Красная – эмоции, страсть. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.

• Зелёная – творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.

• Синяя – нейтральная, оценочная. По сути, в этой группе собираются эксперты, аналитики, которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение.

Работу с художественным текстом по методу «Шести шляп мышления» можно проводить и с детьми 8-10 лет и подростками 11-15 лет. Чем старше читатели, тем более серьезное произведение можно рассматривать. Рассматривая произведения большого объема, лучше сосредоточиться на отдельных героях или темах. «Шляп» шесть, соответственно должно быть и шесть команд, но может быть и шесть человек. Главное, чтобы читатели уже были знакомы с произведением и четко понимали свои задачи. Свои ответы команды должны подтверждать примерами из художественного текста. Например, «Герой нашего времени», библиотекарь предлагает для групп следующие задания:

• Белая – факты из истории создания произведения, объяснить поему выбрана именно такая структура, такой жанр.

• Жёлтая – найти аргументы, почему это произведение считается одним из лучших в русской классике.

• Чёрная – обосновать негативное восприятие главного героя. Либо доказать, что этот роман неактуален в наши дни.

• Красная – рассказать об эмоциях, чувствах и впечатлениях после прочтения произведения.

• Зелёная – доказать, что роман актуален в наши дни, чему он учит современных подростков.

• Синяя – эксперты.

Разрабатывая стратегию привлечения читателей в библиотеку, а значит, и к чтению, библиотекари стремятся активно использовать на практике современные интерактивные формы и методы. Интерактивные формы способствуют повышению статуса чтения среди читателей, развивают их культурную и читательскую компетентность и, что не менее важно, способствуют формированию положительного имиджа библиотеки.

26.06.19. Ткаченко Н. А. методист НМО

 

Список используемых источников

1. Опарина, Н. П. Культурно-просветительская деятельность общедоступной библиотеки: учебное пособие / Н. П. Опарина. – Самара: Самарский государственный институт культуры, 2017. – С. 77

2. Поощряем чтение, формируем информационную грамотность. 100 форм работы по продвижению чтения, и не только: Словарь справочник для библиотекаря / составитель В. Б. Антипова. – Москва: Библиомиг, 2015. – С. 23-24

3. Продвижение книги и чтения среди детей и подростков: Методико-библиографические материалы / составитель Е. В. Иванова. – Красноярск, 2015. – С. 14-15

4. Чуваева, В. А. Инновационные и интерактивные формы работы с молодёжью в общедоступной библиотеке. – Текст: электронный  // ELIBRARY.RU. – 2018. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36468711 (дата обращения: 25.06.2019)

ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕКИ: МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ

В настоящее время, в связи с глобальной информатизацией, инновационные процессы затронули абсолютно все сферы человеческой деятельности. Происходят значительные перемены и в различных направлениях библиотечного дела – библиотекари, сохраняя лучшие традиции, осваивают новые формы и методы работы.

Самой популярной и актуальной, в то же время традиционной формой массовой работы библиотеки является книжная выставка, ориентированная на информирование пользователей о содержании библиотечных фондов, новых поступлениях, пропаганду и рекламу лучших документов.

В связи с тем, что в фондах библиотек помимо печатных документов появились электронные носители информации (которые также используются библиотекарями при оформлении выставок), понятие «книжная выставка» уже отходит в прошлое и многие специалисты предлагают использовать термин «библиотечная выставка». Таким образом, библиотечная выставка – это публичная демонстрация специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, рекомендуемых пользователям библиотеки для обозрения и ознакомления с их содержанием.

При оформлении выставок не следует забывать, что основными требованиями, предъявляемыми к выставочной работе библиотек, являются комфортность, наглядность, доступность, оперативность, композиционная целостность – совокупность условий, обеспечивающих наиболее благоприятные возможности читателю для работы с книгой: удобное расположение книг, дополнительное освещение; психологический комфорт; оперативность отражения нового документа, актуальной темы или проблемы, возможность ознакомления одновременно с книгой и её библиографическими данными; обоснованность, соразмерность и единство представленных книг, предметов и иллюстраций.

Существует определенный порядок разработки и оформления библиотечной выставки, состоящий из следующих этапов – определение целевого и читательского назначения; выявление и отбор документов; подбор вспомогательных материалов; разработка структуры, оформление, реклама и презентация выставки:

1) уточнение, согласование, выбор темы: тема должна быть конкретной, интересной и актуальной;
2) определение целевого и читательского назначения: соответствие содержания, формы и характера представленного материала возрасту, полу, уровню образования потенциальных посетителей выставки;
3) выявление и отбор документов: поиск, исследование и подбор документов с использованием библиографических и методических материалов, каталогов и картотек по данной теме (книги, статьи из периодики, аудио и видео-материалы);
4) разработка структуры выставки: определение заголовка, количества и названий разделов, подбор цитат, иллюстраций, дополнительных предметов и аксессуаров, способствующих полному раскрытию содержания темы и концентрации внимания на наиболее важных моментах. Название выставки должно привлекать внимание, вызывать интерес, быть информационно ёмким и отражать основную суть, в то же время быть лаконичным (оптимальный вариант – из 4-5 слов), желательно нестандартным (в виде свитка, цветка, книги и т.д.). Желательно, чтобы один из разделов носил краеведческий характер;
5) оформление книжной выставки: необходимо ярко, образно и эффектно раскрыть содержание представленных книг, их ценность, что позволит сделать восприятие выставки более понятным, образным и эмоциональным. Следует отметить, что для оформления выставок помимо художественных элементов (иллюстраций, портретов, фотографий, плакатов, репродукций), можно использовать самые разнообразные предметы и аксессуары, элементы декора и материалы (ватман, цветная бумага, картон, ткань, драпировки, игрушки и др.); природные материалы (ветки, шишки, камни, корни и др.); творческие работы (рисунки, поделки, отзывы, сочинения); вещи и предметы, помогающие отразить образ человека или эпохи (свечи, бинокль и др.) Можно применять объёмные носители информации в виде подвесных цитат; конструкций из фигур разных форм (кубов, шаров, ромбов, конусов и др.); динамичного размещения документов (веером, дугой, уступами и др.) Выставки могут располагаться в разных местах: в вестибюле, витринах, окнах, могут быть размещены на столах. Чаще всего их оформляют на специальных стеллажах. Документы надо располагать так, чтобы центр выставки был на уровне глаз. На одну полку не рекомендуется размещать более шести книг и одного иллюстративного материала;
6) организация рекламы выставки: подготовка рекламных сообщений и публикаций в виде внутренней (плакаты-объявления, индивидуальные приглашения) и внешней рекламы (баннеры, афиши, анонсы, СМИ, сайт библиотеки);
7) представление книжной выставки: организация первого показа выставки в виде премьеры, презентации или праздничного мероприятия с участием писателей, героев книг, редакторов, издателей, представителей СМИ и др.;
8) анализ эффективности библиотечной выставки проводится с использованием различных методов: наблюдения, беседы, интервью, анкетирования, письменных, телефонных и электронных опросов.

Коэффициент эффективности книжной выставки равен отношению числа книговыдач с выставки к числу документов, представленных на выставке:  (Кн.выдача с выставки)/(колич.выставленных книг); можно определить и коэффициент популярности какого-либо издания: (Колич.названий выданных книг /)/(колич.названий представленных книг на выставке).

Если эффективность низкая, необходимо выяснить, почему выставка не пользовалась спросом, проанализировать все этапы организации выставки, начиная с выбора темы, заканчивая рекламой, и определить допущенные ошибки. Высокую эффективность также необходимо изучить и выявить причины успеха.

Выставки классифицируют по содержанию, видам представленных документов, времени функционирования, статусу, целевому назначению, способу организации, различают на традиционные и инновационные формы. Нетрадиционные формы выставок не только привлекают внимание, но и активизируют познавательную деятельность читателей, способствуют повышению эмоционального уровня восприятия. Работа над выставками с инновационными моментами становится интересной и для самих библиотекарей, в то же время оправдано использование в работе библиотек и традиционных форм выставок: новых поступлений, к знаменательным и памятным датам, в помощь учебному процессу, тематических, жанровых и т.п.

Из нетрадиционных форм получили поддержку и признание читателей, развиваются и совершенствуются  следующие виды выставок:

- выставки досугово-просветительского характера: выставки-викторины, кроссворды, конкурсы, ребусы, игры, лото, хобби и др.;

- выставки по теме искусства – одной картины, вернисаж, панорама, коллаж и др.;

- выставки – хобби-экспозиции: мастерская, ателье, кладовая, огород и др.;

- выставки – лучший читатель: досье, бенефис, одного формуляра;

- выставки одного документа: книги, журнала, газеты, статьи и др.;

- выставки печатной продукции библиотеки: ярмарки, обзоры, презентации;

- выставки-советы: словарь, признание, символ, письмо, лабиринт, демонстрация,  угощение,  суд,  коллизия и др.

Популярным трендом в профессиональной библиотечной среде становится создание разнообразных подразделений, в библиотеках появляются краеведческие уголки, площадки, салоны, выставочные галереи.

Всё чаще библиотечные выставки создаются и организуются специалистами в интерактивных и виртуальных формах.

Интерактивная выставка в библиотеке призвана не только побуждать к размышлению, поиску, творчеству, активному участию, но и организовать живое общение между посетителями выставки, призывать их к обсуждению поставленной проблемы. Таким образом, происходит диалог, достигается обратная  связь между читателем и библиотекарем.

Часто используется следующая типология  интерактивных библиотечных выставок: игровые выставки; диалоговые выставки; выставки, подготовленные при участии читателей; выставки-исследования и др.

Выставки-диалоги – их отличительная особенность заключается в создании условий для обмена мнениями участников между собой – библиотекарем и читателем, а также между читателями. Часто выставки-диалоги сопровождаются мероприятиями, в ходе которых происходят обсуждения и дискуссии. В пространстве выставки допустимо размещение ящиков для записок, тетрадей, листов, чтобы каждый читатель имел возможность выразить своё личное мнение.

При проведении диалоговых выставок библиотеки (в зависимости от их тематики и содержания) могут использовать следующие форматы их организации: выставка-размышление; выставка-предостережение; выставка «вопрос-ответ»; выставка-отзыв; выставка-обсуждение; выставка-диспут; выставка-дискуссия; выставка-полемика, выставка-настроение и другие.

В работе с детьми широкое распространение получили игровые выставки, отличительная особенность которых заключается в наличии познавательно-игрового момента. Читателю предлагается не только ознакомиться с представленными документами, но и выполнить некоторые задания. Среди форм выставок-игр наиболее часто встречаются: выставка-викторина; выставка-кроссворд; выставка-чайнворд; выставка-загадка; выставка-провокация; выставка-конкурс и другие.

С активным внедрением современных технологий масс-медиа, выходом библиотеки в современное информационное пространство, наряду с книжными выставками получили широкое распространение электронные (виртуальные) выставки.

Виртуальная выставка представляет собой синтез традиционного (книжного) и новейшего (электронного) способов предоставления информации. Виртуальная выставка всегда рассчитана на широкую аудиторию, а если представить выставку в интернет-пространстве, тогда с ней сможет познакомиться неограниченное количество пользователей.

Алгоритм подготовки и организации электронной библиотечной выставки:

1) разработка модели электронной библиотечной выставки: выбор темы, необходимой информации, материалов, книг и иллюстраций, разработка схемы выставки;

2) техническая подготовка проекта: сканирование иллюстраций, подготовка текстовых материалов, создание отдельной папки для сбора и хранения необходимых материалов;

3) оформление работ в формате PowerPoint: создание презентации в виде иллюстрации слайдов с использованием имеющихся материалов и эффектов анимации.

Существуют различные виды виртуальных (электронных) выставок, но они обязательно должны иметь в своём содержании библиографические описания и иллюстративный материал. Виртуальные выставки могут быть представлены в виде каталогов, иметь гиперссылки со списками литературы по разделам, насыщены викторинами, конкурсами, играми и т.д.

Использование современных информационных технологий, изображений красочных обложек, иллюстраций и анимационных эффектов, – всё это привлекает внимание, делает выставку более интересной для восприятия как детской аудиторией, так и взрослыми пользователями.

Научные исследования содержательных и технологических аспектов организации библиотечных выставок показывают, что инновационные процессы серьёзно затронули и этот вид библиотечной деятельности: организация выставок приобретает определённые черты проектной деятельности, такие, как: постановка, обоснование и решение какой-либо проблемы; достижение конкретного результата; презентация созданного продукта.

Библиотека, осваивая и применяя проектные технологии при организации выставочной деятельности, решает целый спектр значимых задач: раскрывает фонд; рекламирует лучшие книги и свою корпоративную продукцию; расширяет и осваивает новые пространства культуры и информации; предоставляет образовательные услуги; создаёт привлекательный имидж библиотеки в педагогическом и библиотечном сообществе, формирует положительный имидж и продвигает свой бренд в социокультурном пространстве.

На сегодняшний день библиотечная выставка представляет собой культурно-просветительский проект, объединяющий сотрудников и пользователей в единый и непрерывный процесс образования.

Сочетание разнообразных форм, методов, технологий и высоких технических возможностей позволяет традиционную выставочную деятельность наполнить новым содержанием, но главным её элементом должна всегда оставаться книга, а главной целью любой выставки – пропаганда книги и популяризация чтения.

 

Димова Л. И., зав. научно-методическим отделом

Профессия – библиотекарь

За время существования библиотек профессия их служителя приобрела определенные черты и украсила себя многими именами. На заре Нового времени должность библиотекаря занимали выдающиеся учёные и поэты.

Созданием библиотек занимались Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо, позже руководили библиотеками Иоганн Гёте и Готфрид Лейбниц.

В разное время в публичных библиотеках России работали известные учёные и писатели: первый собиратель русской книги, баснописец И. А. Крылов, Н. И. Гнедич, К. Н. Батюшков, А. А. Дельвиг, А. И. Ермолаев, А. Х. Востоков, В. С. Сопиков и многие другие.

В словаре сотрудников Российской национальной библиотеки сказано, что за период с 1795 по 1917 годы в этом учреждении работали 30 действующих и будущих академиков и членов-корреспондентов Академии наук, десятки учёных по самым разнообразным отраслям знания, писатели, литературные критики, религиозные и иные деятели. Русский историк, географ, государственный деятель В. Н. Татищев в своем труде «Лексикон», изданном в 1793 году писал о том, что библиотекарь должен знать многие науки и языки, быть помощником читателю в приобретении полезных знаний. О библиотекарях написаны сотни высказываний деятелей науки и культуры. Тонкий знаток этой профессии Андре Моруа писал: «Роль библиотекаря в обществе огромна... Библиотекарь – это хранитель всей культуры человечества, посредник между накопленным веками культурным наследием и деятельностью современника... Очень важно, чтобы библиотекарь знал своего читателя. И того, который предпочитает в одиночестве углубиться в книгу, и того, кому нужно общение и дружеский совет...».

Выдающейся личностью был Н. Ф. Фёдоров, русский философ, мыслитель, подлинный подвижник книги, библиотекарь Румянцевского музея. «Московский Сократ», «идеальный библиотекарь», «философ книги» – так называли его современники. Он обладал энциклопедическими знаниями, досконально знал содержание каждой книги Румянцевского музея, давал ценные советы, на высоком профессиональном уровне подбирал литературу, необходимую для учебы, исследования. Он впервые составил систематический каталог книг Румянцевского музея.

Н. Ф. Фёдоров – автор ряда проектов в области библиотечного дела, в том числе таких, как создание межбиблиотечного и международного книгообмена.

Библиотекарь-профессионал – человек творческий, коммуникативный, знающий социально-психологические особенности личности читателя, обладающий высокой культурой чтения, оказывающий помощь читателям в поиске необходимой информации.

В настоящее время библиотекарь – одна из ведущих информационных профессий, занимающихся организацией, систематизацией, разысканием информации, он ответственен за предоставление человечеству всей полноты и многообразия научных, художественных идей и ценностей, способных воссоздать целостную картину мира.

Что сегодня мы вкладываем в понятие библиотечной профессии? Прежде всего, её многофункциональность – обязанность сохранения культурных ценностей, приумножения накопленного научного, культурного, документального достояния и консультативная, коммуникационная, просветительская роль в читательской среде. Американский историк, доктор филологии, директор Библиотеки Конгресса США Джеймс Хедли Биллингтон называл библиотекаря проводником знаний, коммуникатором, без которого трудно найти верный, правильный ответ. Он говорил, что библиотекарю «необходимо иметь определенные знания и навыки, умение ориентироваться в качественных источниках, отсеивая подлинные сведения от недостоверных. Библиотекари станут этими навигаторами знаний».

Профессор, доктор педагогических наук А. В. Соколов определяет два типа библиотекарей: «интеллигенты» и «интеллектуалы». Интеллигент – образованный и творческий человека с гуманистическим мировоззрением, интеллектуал – образованный и творческий человек с технократическим мировоззрением. Интеллигент опирается на этические учения, в основе которых лежат гуманистические принципы, признающие ценность человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Интеллектуал относится к человеку как к средству, опирается на технократическое мировоззрение, основой которого является приоритет техники над человеком и ценностями. От того, как позиционируют себя библиотечные специалисты: интеллигентами или интеллектуалами, зависит стратегическое развитие библиотеки, включающее, прежде всего, работу с читателями, комплектование фондов, координацию методической помощи библиотекам региона.

Испанский философ и культуролог Х. Ортега-и-Гассет в своих научных трудах писал: «Культура ввергла человека, освободившегося из первобытной лесной чащи, в чащу книжную, не менее опасную и глухую». Он возлагал на библиотекаря будущего важные духовные функции, представлял его роль в виде «фильтра», который должен встать между бурным потоком книг, информации и человеком.

Ведущий библиотековед М. Я. Дворкина считает, что сегодня библиотекарь осознает себя «посредником в мире информации, содействующим гуманизации этого мира», тем самым подчеркивая информационно-коммуникационную роль библиотеки.

Эффективность деятельности библиотекаря зависит от его ценностных ориентиров: компетентности, коммуникативности, творческому отношению к работе, внимательности, преданности библиотечному делу.

В связи с изменением роли и функций библиотеки сегодня сложился определенный тип библиотекаря-профессионала, человека творческого, коммуникативного, аналитика, консультанта, информационного медиатора.

Путинцева Елена Юрьевна

Популяризация лучших образцов классической и краеведческой литературы в условиях современной библиотеки

В современном мире библиотека переживает изменения, связанные с её социальной ролью и значимостью. Меняются направления деятельности, расширяется перечень услуг, внедряются новые информационные технологии. Одним из главнейших социальных институтов, способных решать сложнейшие задачи по повышению статуса и качества чтения, читательской активности, формированию у подрастающего поколения высоких гражданских и духовно-нравственных качеств, являются библиотеки.

О ценностном отношении к библиотеке и книге в обществе говорили известные ученые, культурологи, библиотековеды. Аргентинский писатель, поэт, библиотекарь, философ Х. Л. Борхес в своих рассказах, эссе сравнивал библиотеку с образом Вселенной, которая «объемлет все книги», владеет ценностями знаний, «тайным и нетронутым сокровищем». В философском эссе «Всемирная библиотека» он писал: «Я хотел спасти от забвения… беспредельную и разноречивую Библиотеку, где вертикальные пустыни сменяющихся книг бесконечно переходят друг в друга…».

По мнению Х. Л. Борхеса, библиотека как вечный источник Знаний, как единая всеобъемлющая Книга и всеобъемлющий Каталог жизни всегда будет вечной, наполненной драгоценными томами, нетленной и таинственной.

Чтение классической литературы развивает у читателей образные представления, способности соизмерять свой внутренний мир с духовным миром персонажей, черпать у них жизнеспособность, позитивное отношение к миру, находить в них поддержку в решении своих проблем.

Ведущие библиотековеды рассматривают книгу как источник духовного и интеллектуального наслаждения, формирующий личность читателя. Чтение является самым мощным механизмом поддержания и приумножения богатства родного языка, формирования речевой культуры.

Как показывает практический опыт общения с читателями различных библиотек, чтение – традиционный и до сих пор самый распространенный способ получения знаний. Книга помогает сформировать нравственные принципы, культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки.

В библиотеках сегодня используются новые средства, методы, формы работы, компьютерные и интернет-технологии, способствующие популяризации лучших образцов классической и краеведческой литературы.

Реализуя информационную функцию, библиотеки в приобщении к чтению активно используют возможности Интернет, аудиовизуальные и мультимедийные материалы. Библиотеки Иркутска, Улан-Удэ, Красноярска, Тамбова, Рязани рассылают отрывки из наиболее популярных книг классической и краеведческой литературы по электронной почте, проводят онлайн-викторины и опросы по творчеству писателей: А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского и др. У читателей пользуются спросом видео и аудиорепортажи, выставки-иллюстрации, выставки-презентации, виртуальные выставки, размещенные на сайте библиотеки и в социальных сетях. Интересно проводятся флешбуки и конкурсы творческих работ: «Город читает», «Признание в любви любимому писателю», «Читаем классику»; фотоконкурсы «Фотография с любимой книгой»; виртуальные рекламы «Твой выбор, читатель»; «В кругу любимых книг», акции «С книгой – в будущее», «Вы ещё не читаете – тогда мы идём к Вам!», «Давайте читать классику вместе» и др.

Библиотеки организуют летние читальные залы под открытым небом («Библиотека под зонтиком»), литературные флешмобы: «Читать – это нужно! Читать – это важно! Читать – это модно!», «К чтению классической литературы – через досуг и общение», «У книжной полки»; принимают участие во Всероссийской акции Библионочь, Ночь искусств, привлекают к сотрудничеству музеи, картинные галереи, книжные магазины, театры.

В целях популяризации произведений классической литературы и краеведения при библиотеках создаются литературные, исторические краеведческие музеи. Литературные музеи отражают жизнь и творчество выдающихся писателей (музей Л. Н. Толстого в Москве, музей А. П. Чехова в Ялте). Библиотеки, которым присвоены имена известных писателей, писателей-земляков, создают музеи, им посвященные (так, музей Н. В. Гоголя при библиотеке им. Гоголя (Москва), Г. Р. Граубина при Забайкальской краевой детско-юношеской библиотеке им. Г. Р. Граубина (Чита) и другие). В своей деятельности эти учреждения культуры формируют и сохраняют культурную память и культурное наследие, приобщают к ценностям  мировой, отечественной и региональной культуры, создают условия для культурной деятельности. Согласно исследованиям библиотековеда М. Я. Дворкиной, организуя музеи разной тематики, библиотеки «усиливают эффект своей культурной деятельности». Библиотеки и музеи способствуют продвижению книги и чтения, формированию культуры личности, содействуют патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию, гражданственности, преданности Отечеству.

Библиотечные специалисты детских библиотек Забайкальского края используют в своей работе инновационные формы, такие как театр книги, библиотечный бульвар, брейн-ринг, литературный карнавал, виртуальные путешествия, интеллектуальные турниры, игры-квесты, эвристические турниры в интерактивном формате. Новые формы библиотечной работы с применением мультимедийных технологий и игровых моментов оказывают помощь в популяризации классической и региональной литературы.

В детских библиотеках края интересно проходят мероприятия по творчеству забайкальских писателей, которые создали немало замечательных произведений для юных читателей (Ж. Б. Балданжабон «Тайны Алханая»; М. Е. Вишняков «Кукушка с макушкой», В. Г. Никонов «Вадимка», «Сын каюра», «Приключения сохатенка»; А. Г. Озорнина «Золото серебряной горы», «Тайна тринадцатого этажа», «Пилюля на палочке»; искренние, добрые стихи Б. К. Макарова, Н. В. Ярославцева и многие другие).

К сожалению, мало библиотечных мероприятий проводится по творчеству В. М. Ляхницкого. Владислав Михайлович Ляхницкий – талантливый забайкальский прозаик, публицист, член Союза писателей СССР, техник-геолог по образованию, хорошо знал Сибирь, работал в геолого-разведочных партиях, автор книг «Небесный камень», «Вдали от фронта», «В поисках весны», «Легенды и были» и др.

М. Е. Вишняков, анализируя творчество В. М. Ляхницкого, отмечал, что многие герои его произведений похожи на него самого – «Натуры сильные и решительные, с резким характером и неуступчивым нравом. С другой стороны, сибирская геология не заглушила в душе писателя лирической стихии русского характера, нежности и детского удивления перед красотой мира. Многие страницы его книг пронизаны таким тонким восприятием и ощущением природы, что невольно вспоминается Бунин, намагнитивший русскую прозу особым – лирическим – очарованием».

Новую книгу – повесть для детей «Алькины истории» написал известный забайкальский писатель О. Г. Петров. Олег Георгиевич Петров – член Союза писателей России и Союза журналистов России, дважды лауреат премии Федеральной службы безопасности РФ и премии Губернатора Забайкальского края в области литературы им. М. Е. Вишнякова, заслуженный работник правоохранительных органов Читинской области. Автор романов «Именем народа ДВР», «Стервятники», «Крах атамана», военно-приключенческой повести «Снегири на снегу», детективных повестей, произведений иронической поэзии и прозы. По книге «Алькины истории» для читателей можно предложить конкурс буктрейлеров – коротких видеороликов, рассказывающих в произвольной художественной форме о книге. Цель таких роликов – реклама новых книг и популяризация чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. Как правило, продолжительность буктрейлера составляет не более 3 минут. Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой. Большинство буктрейлеров выкладывается на популярные видеохостинги, что способствует их распространению в сети Интернет.

В 2018 году вышел сборник стихов «Сорок снов» А. В. Сидоркова. Анатолий Владимирович – поэт, член Союза писателей России, председатель Забайкальской краевой писательской организации, автор трех поэтических сборников. Служил в уголовном розыске. Вышел на пенсию из органов МВД в звании майора милиции. Своими наставниками считает О. Г. Петрова и В. А. Вьюнова. Его стихи о Забайкалье, родном городе, людях труда, о верности, дружбе, любви, смысле жизни, вечных ценностях. Библиотекари могут провести премьеру книги, диспут, часы поэзии (чтение вслух стихотворных произведений). Кстати, чтение вслух – один из эффективных методов продвижения классической литературы, он дает исполнителям простор для самовыражения, а слушателям – возможность окунуться в прекрасный мир классики, краеведческой литературы. Художественное чтение – искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено произведение; искусство выражения личного отношения исполнителя к исполняемому им произведению, привлечение к творчеству слушателей, воздействие на их чувства, разум, волю, воспитание художественного вкуса. Выразительное чтение – это воплощение литературно-художественного произведения в звучащей речи.

В библиотеках Забайкальского края организуются медиатеки, обеспечивающие проведение медиалекториев, интерактивных видеоуроков с применением Интернет-ресурсов, электронных изданий. Любая экранизация, даже самая отдаленная от первоисточника, использует идеи, материал, сюжеты, образы, атмосферу произведения. Медиатека позволяет получить читателям доступ к фильмам по лучшим произведениям классической литературы. Литература и кино – разные виды искусства, у каждого из них свои средства передачи чувств и эмоций, но при правильном объединении книга и кино дополняют друг друга, представляя единое целое. После просмотра фильмов читатели проявляют интерес к произведениям классической и краеведческой литературы.

Сегодня дети, подростки получают информацию всеми доступными средствами нового цифрового века. Детские библиотеки используют традиционные и находят нетрадиционные формы работы по популяризации лучших образцов классической и краеведческой литературы. Библиотека как культурный, просветительский центр, социальный институт культуры, используя информационно-коммуникационные технологии, применяя новые методы и формы работы, приобщает читателей к ценностям мировой, национальной, региональной культуры, лучшим образцам классической и краеведческой литературы.

Путинцева Елена Юрьевна

ПОИСК ПО САЙТУ


Мы на YouTube
Мы ВКонтакте


Top.Mail.Ru