"Знакомимся с художниками- иллюстраторами", выставка репродукций известных художников-иллюстраторов

Если у вас, ребята, спросят, какие книги  вы  любите  больше  всего, наверное, каждый  ответит  по -  разному. Один  скажет: «Я люблю о животных». Другой: «Сказки». А вот веселые, яркие книжки  любят читать все ребята.

Нарядные, запоминающиеся  иллюстрации создавал  художник -иллюстратор  Юрий  Алексеевич  Васнецов. Его давно нет в живых, а рисунки  к веселым,   коротким стишкам - потешкам, сказкам  очень  любят  ребята.

Стихи  веселые, смешные. Надо, чтобы  также  и в  рисунках  было. Художник  подбирает  краски, чтобы  они  не  ссорились. Каждая  картина у него не похожа  на  предыдущую.

Простыми русскими людьми   очень и очень давно были  сказаны в первый раз  по разным случаям жизни  умные и складные слова – пословицы и поговорки. А слово не воробей, вылетит – не поймаешь. И разлетелись эти слова по свету. Долетели они и до наших дней. Кто услышит – старается запомнить: потому что из пословицы  всегда узнаешь что-то важное и нужное, что может пригодиться в жизни не один раз.

У художника Анатолия Михайловича Елисеева особый талант – рисунки у него  всегда получаются  веселые, иногда , даже  озорные, со смешными выдумками и добрые. И тому, кто смотрит на его рисунки, тоже становится радостно.

В этих пословицах говорится о труде. Существует множество пословиц о труде. И это неудивительно. Ведь создавали  эти пословицы люди, которые умели  и хлеб вырастить, и крепкий дом поставить, и родную  землю от врагов защитить, и добрым делом соседу помочь. Уважают люди умелого работника, мастера своего дела.

Высмеивает художник в рисунке лень, лучше и не придумаешь. Вот уж лень так лень! Половик горит, а лодырю все нипочем, лишь бы не шевелиться.

А какой красивый узор вокруг рисунков вьется! Сама земля иной раз расцветает в рисунках Елисеева необыкновенными сказочными цветами.На такой земле и жить радостно и работать весело.

Любая сказка начинается так: «Жили-были дед да баба…». А художнику нужно представить себе целую картину: как дед и баба выглядят, каков их дом. И то, как они работают, и то, как чай пьют у стола с огромным самоваром.

Для этого надо многое знать художнику-сказочнику: и костюмы, в которые люди одевались в разные времена, и какими были прялка, печь в избе, сама изба. Ведь все в рисунках должно быть хоть и сказочным, но правдивым.

На этой иллюстрации вы видите героев в русской народной одежде – девицу в сорочке вышитой и сарафане, а добра молодца в расшитой рубахе, кафтане да сафьяновых сапогах. К какой сказке нарисована иллюстрация?

«Хаврошечка»

Следующие  сказки, вы, конечно, знаете.

«Идет  медведь  между  елками, бредет  между  березками, в  овражки  спускается, на  пригорки  поднимается. Шел-шел, устал  и  говорит:

Сяду  на  пенек,

Съем  пирожок.

А  Машенька  из  короба:

Вижу,вижу!

Не садись на пенек,

Не ешь пирожок!

Неси  бабушке,

Неси дедушке!

 Все эти иллюстрации нарисовал художник Вениамин Николаевич Лосин

А  сейчас  мы  войдем  в  сказочные  владения  художника Ивана  Яковлевича  Билибина.

«… Три  девицы  под  окном  пряли  поздно  вечерком

       «Кабы   я  была  царица»- молвит  первая  девица…»

А царь  у  окошка  подслушивает:

       «… Во  все  время  разговора 

         Он  стоял  позадь  забора…»

Конечно, это  «Сказка  о  царе  Салтане»   А.С.Пушкина. Легкие, веселые  стихи  Пушкина – в  них  чувствуется  улыбка  поэта, которую  уловил  художник. Царь у  него  толстый,  неуклюжий. Не очень-то пристало  ему  в  снегу  стоять, да  подслушивать.

Продолжается  сказка:

       «В  синем  небе  звезды  блещут,

         В  синем  море  волны  хлещут;

         Туча  по  небу  идет,

         Бочка  по  морю  плывет

         Словно  горькая  вдовица,

         Плачет, бьется  в  ней  царица…

Послушайте  музыку  этих  стихов: будто  море  шумит  грозно, тревожно. Посмотрите  на  рисунок. И  здесь  море  шумит, и  здесь тревога.

Передал  это  художник  темно-зелеными, темно-синими  красками, неровными  очертаниями  бушующих  волн, брызгами  взлетающей  к  звездам  пены.

А  вот  совсем  другая  картина – радостная  и торжественная. Берег  покрыт  пестрым  ковром  полевых  цветов. Царевич  с  матерью  смотрит  на  прекрасный  волшебный  город:

        «…И  дивясь,  перед  собой

         Видит  город  он  большой,

         Стены  с  частыми  зубцами,

        А  за  белыми  стенами
        Блещут  маковки  церквей

        И  святых  монастырей…»

Какие  бы  события  не  изображал  художник – радостные, грустные, фантастические – рисунки  его  всегда  очень  красивы. А  рисовал  художник  акварелью.

И.Я.Билибин  не  только  подарил  нам  красочный, узорчатый  мир  своего  искусства, он  сохранил  поэтичность, доброту  и  мудрость  сказок  А.С.Пушкина.

 Чтобы  сделать  эти  иллюстрации  художник Анатолий Кокорин ездил  в  Данию, работал  в  библиотеках, был  в  родном  городе  писателя, в  музеях.

В  сказке  «Свинопас» художнику  долго  не  удавалось  нарисовать  принца. Он  делал  десятки  набросков, и, наконец, принял  нужное  решение.

Иллюстрируя  веселую  сказку  «Огниво», старался  показать  в  рисунках  находчивость  бравого солдата.

Этот  герой  никогда  не  унывает, не  смотря  на  опасные  приключения, которые  с  ним  происходят. Благополучный  конец – награда  ему  за  доблесть.

               Татьяну Алексеевну Маврину называют  сказочницей за особенный талант рисовать волшебную сказку. Смотришь на ее рисунки и дивишься: будто художница побывала в тридесятых царствах-государствах, сама видела летающих по небу коней, огненную реку и другие чудеса. Много сказок нарисовала художница за свою жизнь. А мы с вами посмотрим иллюстрации к сказке «Марья Моревна» и «Иван-царевич и серый волк». Смотреть их надо не торопясь, внимательно. Чем подробнее будем смотреть, тем больше увидим чудес.Вот царство Марьи Моревны. Трубы трубят.Флаги развиваются.Чернобровая и румяная Марья Моревна на белом коне сидит. За ее плечами багряный плащ. В одной руке меч, в другой – лук со стрелами. Рядом черные пики, шлемы воинов. Это Марья Моревна на войну собралась. Вдруг видим – зонтик за ее спиной! Желтый, в красный горошек. И какая-то рука его держит. Мало ли что может произойти. Вдруг зонтик пойдет, зонтик и пригодится!И дворец занятный. Весь в золотых ставнях, красных арках, с разноцветными башнями, флажками. Похож на стариный терем.Но у Мавриной он еще и сказочный. Можно увидеть даже то, что внутри происходит. Наверху- королевская спальня, пониже – накрытый стол .В самом низу дворца, в подземелье – главное чудо: Кощей Бессмертный на двенадцати цепях висит, а любопытный Иван-Царевич, из-за кованой двери подглядывает. Кощей весь высох, одни кости остались. Но язык его полыхает злобным пламенем. И глаз от ярости красный. А нам все-таки не страшно. Маврина рядом нарисовала обыкновенное ведерко, и Кащей каким-то смешным кажется. Вокруг королевства Марьи Моревны волны-зигзаги., так раньше море изображали.А почему оно на этой картине оказалось? Прислушалась художница к сказочному имени «Марья Моревна», видно потому Моревна. Что у моря живет.Сразу несколько событий изображает художница на одном листе, а нам интересно их рассматриваь. Умеет Т.Маврина завлечь, заманить в сказкую.

Перед  нами  рисунки  выдающегося  советского  художника Владимира Васильевича  Лебедева. Рисунки  он  делал  специально  для  книжек  всем  известного  поэта  С. Я. Маршака.

С.Я.Маршак  сочинял  умные  и  веселые  книжки  в  стихах. Эти  рисунки  были  созданы  очень  давно. Некоторым   книгам  уже  40-60 лет.

Поэт  рассказывает  удивительные  истории  с  тонким  юмором. Это звонкие, музыкальные, упругие, емкие  стихи. И короткие.

 «Усатый -  полосатый»:   «Не  хотел  котенок  мыться-

                                           опрокинул  он  корытце

                                           И в  углу  за  сундуком

                                           Моет  лапку языком.

На этих листах > - иллюстрации к известной книге Р.Киплинга «Маугли».

Посмотрите  внимательно – маленький  мальчик  посреди  джунглей - Маугли.

Вот  ночь  на  скале  Советов, куда  волки  приводят  раз  в  год  своих  детенышей, чтобы  познакомить  с  ними  стаю.

Ночь  торжественна. Все  погружено  в  серо- черную  прохладу. Серые  фигурки  волчат  вторят рисунку  кустов   и  деревьев, окруживших  скалу. Яркими  пятнами  выделены  лишь  малыш  Маугли  да  его  враг  Шер-Хан.

Серые, черные  цвета – это  ночные  сцены.

Красное, розовое, желтое, фиолетовое – краски  жарких  джунглей. В  эти  часы  Маугли, погоняя  Буйвола, преследует  Шер-Хана, несущегося  в  раскаленных  от  солнца  скалах.

Прыгает  в  воду, увлекая  за  собой  стаю  рыжих  собак обвитых, как  цветными  клубками, крошечными  пчелами.

Каждого  героя  художник  Май  Петрович  Митурич наградил портретом. Каждому  дал  неповторимый  характер. Здесь  желтоглазая  Багира, простодушный  Балу, жестокий  тигр  Шер - Хан, гордый  Каа.  Рисунки  большого мастера  проникнуты  огромной  любовью ко  всему  живому.

Художник - анималист Евгений  Ивановича  Чарушин      (анималист - художник, рисующий  животных) с  детства   очень  любил  животных  и  читал  книги  о  природе. Кто  только  не  жил  в  доме  у  Чарушиных – кошки, собаки, кролики, козлята, певчие  птицы. Он  понимал   повадки, характер, настроение  своих  четвероногих  друзей. Особено любил он зверинных малышей - забавных и беспомощных. Таких пушистых, милых и немного смешных зверят умел рисовать только Чарушин, поэтому и называют их  "чарушинскими".

ПОИСК ПО САЙТУ


Приглашает видеозал
Мы на YouTube
Мы ВКонтакте


Портал Культура.рф