НОВЫЕ КНИГИ

2018

БИБЛИОТЕКА. КНИГА. ЧИТАТЕЛЬ.

В настоящее время социокультурные изменения связаны с процессами информатизации общества, объединения всех видов коммуникации в единое целое, что привело к возникновению явления, которое один из крупнейших исследователей информационного общества М. Кастельс назвал «культурой реальной виртуальности». Особенностью культуры реальной виртуальности является то, что она образует систему, в которой сама реальность полностью погружена в виртуальные образы. В современных условиях происходит коренной перелом в способах кодирования, поиска и передачи информации. Практически все ее виды поддаются преобразованию в цифровую форму и могут храниться компактно. Современные поисковые системы за доли секунды по заданному набору слов находят нужный фрагмент в массиве информации, сопоставимый с книгой в семьсот страниц. Значительные изменения,  происходящие в обществе, являются факторами трансформации современной библиотеки, направленной на обеспечение беспрепятственного доступа к информации на основе единой библиотечной системы с учетом внедрения информационных технологий.

Формируется Сводный каталог библиотек России, оцифровываются книжные тексты, развивается система обмена информацией между библиотеками с помощью глобальных сетей. При всех положительных моментах нововведений в настоящее время библиотекари, согласно исследованиям, столкнулись с серьезными проблемами: современная молодежь не читает классику, не любит читать, не воспринимает общение с художественной литературой как жизненную необходимость. А ведь многие десятилетия наша страна была самой читающей в мире. Без чтения нет человека, нет личности. Книга помогает сформировать нравственные принципы, культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки. Ведущий библиотековед Е. Ю. Гениева рассматривает книгу как источник духовного и интеллектуального наслаждения, формирующий личность читателя. Именно через книгу, ее открытость миру «весь макрокосм становится доступным человеку в своей целостности и гармонии».

Как показывает практический опыт общения с читателями различных библиотек, чтение – традиционный и до сих пор самый распространенный способ получения знаний. Чтение развивает у читателей образные представления, способности соизмерять свой внутренний мир с духовным миром персонажей, черпать у них жизнеспособность, позитивное отношение к миру, находить в них поддержку в решении своих проблем.

Как же помочь подросткам, молодежи разобраться и понять необходимость чтения высокохудожественной литературы? Поможет, окажет содействие в продвижении книги и чтения методическая литература, научные, практические, учебные пособия из фонда методического отдела краевой библиотеки им. Г. Р. Граубина.

Нажмите, чтобы увеличить

В сборнике «Актуальные проблемы и перспективы становления ребенка-читателя в современном информационном обществе» (материалы международной научно-практической конференции, Забайкальский государственный университет) представлены работы педагогов-практиков, магистрантов, студентов по изучению проблемы детского чтения, становлению ребенка-читателя, рассматриваются эффективные формы и методы в приобщении детей к книге. Материалы сборника представляют разносторонние аспекты, раскрывающие психологическое, педагогическое и методическое основание в области становления ребенка-читателя в современном информационном обществе.

Нажмите, чтобы увеличить

«Библиотечные уроки по чтению» (авторы: Крук Н. В., Котомцева И. В.) являются частью программы «Информационная культура личности». Чтение качественной художественной литературы занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческих начал. В книге содержатся готовые разработки библиотечных уроков по чтению для учащихся 1-9 классов, направленных на развитие творческого чтения.

Нажмите, чтобы увеличить

На страницах книги «Воспитатели чтения – библиотека, семья, школа» (авторы: Кашкаров А. П., Глебова С. А., Филиппова Е. С.) в различных аспектах рассматривается современное образование и воспитание ребенка школьного возраста посредством его приобщения к чтению, даются методические рекомендации, практические советы из опыта работы библиотекарей, педагогов.

Нажмите, чтобы увеличить

Издание «Встречи с героями книг: библиотечные уроки, сценарии мероприятий, инсценировки» (авторы: Агапова И. А., Давыдова М. А.) содержит разнообразные сценарии для организации библиотечных уроков, праздников, классных часов и викторин. У читателей появится возможность еще раз восхититься произведениями А. С. Пушкина, посмеяться вместе с героями книг Н. Носова, В. Драгунского, поучиться доброте и находчивости у Муми-семейства, придуманного Т. Янсон, пофантазировать о будущем вместе с Электронной бабушкой Р. Брэдбери.

Издание предназначено библиотекарям, педагогам дополнительного образования, руководителям театральных студий и кружков.

Нажмите, чтобы увеличить

Учебно-методическое пособие «Книги – дети – творчество» (автор Опарина Н. П.) посвящено рассмотрению книги как фактора, влияющего на проявление творческой активности ребенка в возрасте от 5-ти до 10-ти лет. Методические рекомендации помогут создать благоприятные условия для творческого развития детей, подскажут приемлемые педагогические приемы и методы организации творческой деятельности детей. Необходимым дополнением к практикуму являются материалы хрестоматии – тексты из произведений специалистов в области детского чтения, психологов и педагогов, писателей и поэтов, отражающие особенности проявления и развития творческой активности детей под влиянием книги и чтения.

Нажмите, чтобы увеличить

Практическое пособие «Медийная поддержка чтения» (автор Матвеева И. Ю.) раскрывает особенности продвижения чтения через каналы масс-медиа (Интернет, телевидение, печать). Содержит технологические аспекты продвижения чтения, обзор библиотечной и небиблиотечной практики, рекомендации для разработки медиаплана продвижения чтения.

Нажмите, чтобы увеличить

В издании «Недели детско-юношеской книги: марафон методик и жанров» (автор Пантюхова Т. В.) содержатся многочисленные методические материалы, полезные для ведения библиотечной работы с детьми и подростками по популяризации книги и чтения. Основу издания составляет методический спектакль по проведению Недели детско-юношеской книги.

Нажмите, чтобы увеличить

На страницах книги «Приобщение к чтению: инновации для родителей, инструментарий библиотекаря» (автор Кашкаров А. П.) рассматривается организация семейного чтения как метод дополнительного образования и воспитания детей школьного возраста посредством мотивации личностного интереса. Даются методические рекомендации со стороны родителя и педагога дополнительного образования.

Нажмите, чтобы увеличить

Книга «Растим читателя» (под общей редакцией Малаховой Н.) включает программы: «Воспитание будущего читателя», программа массовых литературных занятий для детей 3-6 лет и 5-9 лет. Издание включает методические разработки занятий по сказкам А. С. Пушкина, Р. Киплинга, К. И. Чуковского, по произведениям К. Г. Паустовского, Д. Хармса, В. Ю. Драгунского, Э. Успенского и др.

Нажмите, чтобы увеличить

Цель пособия «Чтение и образование в информационном обществе» (авторы: Коряковцева Н. А., Фокеев В. А.) – показать место информации, знания, книги, чтения на различных этапах развития общества, а также их роль в формировании человека, его социализации. Пособие адресовано библиотекарям, педагогом, всем, кого интересуют особенности современного этапа развития общества в контексте информационных преобразований.

Путинцева Е. Ю.

 

ИГРОВЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ БИБЛИОТЕЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ: ОБЗОР МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В последние годы в работе библиотек появилось много новых нестандартных форм деятельности, призванных способствовать продвижению книги и чтения в обществе, в том числе в детской среде. Некоторые из них уже вошли в практику многих детских библиотек. Игра занимает важное место в организации и проведении многочисленных массовых мероприятий в детских библиотеках Забайкальского края.

Но необходимо помнить, что основная цель использования игровых методов и форм в работе библиотек: показать детям и подросткам прелесть чтения, научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали «разумное, доброе, вечное»; сделать чтение первейшей потребностью.

Создание настоящего рекомендательного списка источников методических материалов продиктовано стремлением отразить литературу и информацию, позволяющих осмыслить возможности игры, отразить опыт игровой деятельности современных библиотек, обозначить перспективы ее развития в продвижении детского чтения и применения в практике профессиональной библиотечной деятельности.

В список включены отдельные издания, статьи из сборников и профессиональной периодики, электронные ресурсы.

 

Игра в библиотечном пространстве: возможности, задачи, функции

 

1. Библиотека в современном культурно-образовательном пространстве / Лысикова Н. П., Алимаева О. И., Вакулич Н. Р. // Современная библиотека и образование: социокультурный аспект – Вып. 53. – Москва, 2009. – С. 4-14. – (Современная библиотека).

Современная библиотека выступает активным партнером различных учебных заведений – школ, гимназий, институтов и, занимаясь образовательной деятельностью, формирует общую информационную, нравственную, экологическую культуру, гражданскую позицию своих читателей как в процессе их общения с книгой, так и при проведении интерактивных библиотечных мероприятий.

В пособии обобщены современные теоретические представления о роли библиотек в культурно-образовательном пространстве и передовой практический опыт работы лучших библиотек. Для библиотекарей, методистов библиотек, преподавателей школ и ВУЗов, всех, интересующихся проблемами развития современной библиотеки.

2. Деловые игры в библиотеке: сборник методических материалов / Областная универсальная научная библиотека им. Н. К. Крупской; НМО; составитель А. А. Утевалиева. – Оренбург, 2008. – 54 с.

Материалы сборника «Деловые игры в библиотеке» выходит в серии «Наша профессия», издаваемой НМО ОУНБ им. Н.К. Крупской.

Цель сборника – активизация, применение инновационных технологий в системе непрерывного образования, помощь библиотекарям в преодолении психологических барьеров в ходе повышения профессиональной квалификации. 

Сборник содержит комплекс тренингов, обучающих и моделирующих игр, являющихся авторскими разработками ведущих библиотековедов России Э. Р. Сукиасяна и Н. В. Збаровской, а также материалы, апробированные библиотечными специалистами в системах повышения квалификации США.

3. Домаренко, Е. В. Культурно-досуговая деятельность библиотеки / Е. В. Домаренко. – Москва: Либерея-Бибинформ, 2006. – 80 с.

В пособии проанализированы сущность и содержание деятельности библиотек, рассмотрены современные библиотечные технологии, выявлены современные формы организации досуга в условиях библиотек, исследован инновационный подход к его организации на опыте ЦБС Орловской области.

Издание предназначено для библиотекарей – практиков, а также студентов, аспирантов и преподавателей высших и средних специальных учебных заведений сферы культуры.

4. Жаркова, Л. С. Методика организации работы библиотеки в сфере социально-культурной деятельности: научно-практическое пособие / Л. С. Жаркова. – Москва: Литера, 2009. – 111 с.

Одним из основных направлений работы в областных, городских, районных библиотеках является социально-культурная деятельность, в числе составляющих которой – информационно-просветительская, художественно-публицистическая и культурно – развлекательная функция. Настоящее научно-практическое пособие предлагает современные методики организации работы в сфере социально-культурной деятельности. Книга содержит материал, посвященный основным формам культурно-досуговых программ, наиболее часто встречающимся в практике библиотек, конкурсам и играм.

5. Ловкова, Т. Б. Библиотека как центр досуга: учебно-методическое пособие. – Москва: Либерея-Бибинформ, 2009. – 104 с.

В пособии рассматриваются актуальные вопросы функционирования публичных библиотек как центров досуга. Проблемно-ориентированный подход и широкий исторический контекст позволили автору книги раскрыть весь спектр направлений досуговой деятельности отечественных библиотек, проследить эволюцию данного вида библиотечного обслуживания. Особое место в пособии занимает описание диалоговых форм библиотечной работы, кружков, игротек и клубов по интересам. Глава 7 посвящена игротеке в публичной библиотеке как средству развития личности читателя.

В приложениях содержится богатый методический материал: вопросники, викторины, практические задания, интеллектуально-словесные игры.

Пособие предназначено для студентов библиотечных специальностей. Оно будет интересно библиотекарям-практикам и всем, кто занимается организацией досуговой деятельности в условиях публичных библиотек.

6. Мирошниченко, Е. В. Досуговая деятельность в библиотеке: проблемы теории и практики / Е. В. Мирошниченко // Библиотековедение. – 2011. – № 4. – С. 117–121.

Раскрывается содержание термина «библиотечное мероприятие», акцентируется внимание на проблемах его осуществления и игровых формах.

7. Паршин, Ю. М. Сценарные основы праздничного досуга в современной библиотеке: учебно-методическое пособие / Ю. М. Паршин. – Москва: Литера, 2011. – 206 с.: ил. – (Современная библиотека).

В пособии раскрываются методические подходы к организации праздничного досуга. Освещаются практические вопросы сценарной технологии праздничных досуговых форм (определение темы и идеи праздничного события, поиск сюжета, сценарный монтаж праздника, литературные источники по темам и т.д.). Раскрывается значение праздничного календаря в досуговой деятельности библиотек.

Базовой методической основой пособия стали проблемные аспекты практической технологии праздничных досуговых форм, рассмотренные на многочисленных примерах сценарно-постановочной практики, методических вариантах определения темы и идеи праздничного события с последующим формированием на их основе авторского сценарного замысла. В пособии последовательно изложен процесс поиска сюжетнообразной основы сценария, осуществленный в синтезе искусства и документа, даны разработки различных вариантов композиционного монтажа праздничного действия с предварительным методическим комментарием стратегии и тактики композиционного мышления, представленным в диалоговой форме отечественной и зарубежной сценарных школ.

Важной составной частью методического пособия являются литературные и постановочные сценарии массовых праздников, реализованные в различные годы в условиях открытого постановочного пространства и отмеченные дипломами фестивалей и конкурсов в номинации «драматургия».

8. Сафонова, Н. К. Игры в детской библиотеке: теория, методика, библиотечная практика / Н. К. Сафонова; ЧГАКИ. – Челябинск, 2006. – 58 с.

В слагаемые современного образа детской библиотеки органично входит сегодня представление о ней, как об организаторе интеллектуально-игровой деятельности детей и подростков. Издание содержит теоретический и практический материал по темам, связанным с игровой деятельностью в библиотечном пространстве. Приложения содержат алгоритм осуществления игрового библиотечного проекта, библиографические рекомендации с игровым элементом и игры.

Пособие адресовано студентам специальности «Библиотековедение», для которых на сегодняшний день ориентация в данной сфере является обязательной составляющей профессионального багажа, в то же время представленный материал может быть полезен и библиотекарям – практикам.

9. Тихомирова, И. И. Библиотечная педагогика, или воспитание книгой: учебно-практическое пособие для библиотекарей, работающих с детьми / И. И. Тихомирова. – Санкт-Петербург.: Профессия, 2011. – 384 с.

Педагогическая функция становится одной из главных в библиотечной деятельности. Подробно рассматриваются вопросы, связанные с психологическими особенностями библиотечной педагогики, библиотечными ресурсами педагогики детского чтения, предлагаются методические разработки по организации различных мероприятий, для проведения которых используются игры.

Пособие предназначено для всех библиотекарей, работающих с детьми, а также для преподавателей и студентов, осваивающих специальность «Библиотековедение».

10. Фролова, Ю. Играем в библиотеке: методика и описание развивающих и развлекательных игр для всех возрастов/ Ю. Фролова; вступительная статья О. Громовой. – Москва: Чистые пруды, 2006. – 32 с.: ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Библиотека в школе». Вып. 1 (7)).

Брошюра содержит подборку занимательных развивающих и развлекательных игр для всех возрастов – от малышей до взрослых. Эти игры не требуют от библиотекаря или учителя особой подготовки, не нужно и специального оборудования. В одни из них могут играть двое в тишине, в другие - целая группа на уроке или празднике. Здесь же вы найдете некоторые общие рекомендации по использованию таких игр.

 

Формы игровой деятельности в библиотеке

 

11. Библиотечная режиссура от идеи до воплощения: методическое пособие [Электронный ресурс] / МУК «Тарская ЦБС»; Инновационно-методический отдел. – Тара, 2011. – Режим доступа: http://ru.calameo.com/read/00072809726fbabc70836 – Дата обращения: 08.05.2018.

В библиотеках проводится немало мероприятий. Этапы написания сценария во многом схожи с подготовкой любого библиотечного мероприятия.  Но в профессиональном кругу стоит проблема грамотного написания и оформления сценария, а ведь сценарий является основой любого шоу, праздника, игровой программы, театрализованного представления.

Методическое пособие, которое укажет на особенности массовой работы, поможет сориентироваться в этапах подготовки и проведения массового мероприятия на конкретном примере. В пособии представлен Словарь форм массовой работы, в который вошли как традиционные, исторически сложившиеся формы мероприятий, так и перспективные, инновационные, только появляющиеся в связи с развитием информационных потребностей общества.

12. Бражников, А. И. Интеллектуальные игры как способ привлечения детей к чтению / А. И. Бражников. – Москва: Чистые пруды, 2006. – 32 с.: ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Библиотека в школе». Вып. 6 (12)).

В брошюре подробно рассказывается о принципах и технологии организации интеллектуальных игр в школе – замечательного способа привлечения детей к чтению научно-популярной и художественной литературы; о том, как организовать работу по подготовке к такой игре в библиотеке. В приложениях даны также хронометраж и протоколы игр, варианты заданий.

13. Бухаркина, Е. Отдых должен быть познавательным/ Е. Бухаркина // Библиотека. – 2009. – № 12. – С. 58.-62.

Об организации досуга читателей сельской библиотеки, являющейся центром общения, объединяющим местную интеллигенцию, пенсионеров, многодетные семьи, детей и подростков. Наряду с традиционными формами библиотечного обслуживания в библиотеке проводятся конкурсно-игровые программы, о наиболее популярных рассказывает статья.

14. Вопилова, Т. Б. Кофе, видео и рандеву: формы работы с читательской аудиторией / Т. Б. Вопилова // Библиотечное дело. – 2009. – № 18. – С. 19-20.

Опыт работы Восточно-Казахстанской областной детско-юношеской библиотеки по поиску нестандартных ходов и решений при проведении библиотечных мероприятий.

15. Головина, Г. В. Методика организации и проведения занятий по этикету и культуре общения с детьми младшего школьного возраста в библиотеке / Г. В. Головина. – Москва: Литера, 2008. – 101 с.

Учебно-методическое пособие, в котором освещаются роль и технологические особенности изучения детьми младшего школьного возраста этикета и культуры общения в библиотеке в аспекте решения одной из острых педагогических проблем – воспитания личности с устойчивой системой этических ценностей. В пособие излагаются организационно-методические основы занятий по этикету и культуре общения как часть воспитательной работы библиотеки в рамках авторской программы по «Этикету и культуре общения». Но общие методические подходы вполне позволяют использовать весь методический материал для подготовки и проведения подобных занятий в библиотеке. В пособии приводится много тестов, материалов для проведения тренингов, различных игровых методик. Впервые в пособии излагаются организационно-методические основы использования занятий по этикету и культуре общения с детьми младшего школьного возраста как части воспитательной работы библиотеки.

15. Дабарская, Н. А. Летом с буклетом: [Электронный ресурс] / Дабарская, Н. А. // Копающаяся в методиках. – 2016. – 5 июля. – Режим доступа: http://mei--blog.blogspot.ru/2016/07/blog-post.html. – Дата обращения: 08.05.2018.

Автор статьи, заведующая отделом методики и инноватики одной из Центральных городских детских библиотек Челябинской области, делится накопленным опытом в организации летнего чтения, который свидетельствует о том, что такой приём как игра в буклетах даёт широкие возможности для развития мотивационного этапа творческой читательской деятельности.

Большая летняя игра под названием «Лето с изюминкой» разрабатывается в библиотеке более десяти лет и организуется ежегодно. Особая оригинальность данной формы работы с читателями заключается в том, что все игровые задания оформляются в индивидуальные издания и участники игры получают их в пользование. Это позволяет детям играть в любом удобном для себя месте и в любое время (в рамках определённого периода), что расширяет и углубляет возможности игры.

16. Дабарская, Н. А. Неделя читательских удовольствий [Электронный ресурс] / Дабарская, Н. А. // Копающаяся в методиках. – 2013. – 15 апреля. – Режим доступа: http://mei--blog.blogspot.ru/2013/04/blog-post.html. – Дата обращения: 08.05.2018.

Статья содержит опыт проведения недели в ЦГДБ им. С. Т. Аксакова г. Трехгорного. Неделя удовольствий – это комплексная общебиблиотечная форма для массовой, групповой и индивидуальной работы с читателями-детьми всех возрастов. Продолжительность действия формы равняется продолжительности школьных каникул, «наполнитель», которым становятся приемы и методы, не используемые в библиотеке ранее или используемые крайне редко. В набор удовольствий включаются и мероприятия в форме игры. Каждый день недели – это новые читательские удовольствия, объединенные общей темой, где 1 день – День конфет; 2 день – День тюльпанов; 3 день – День театра; 4 день – День «волшебных» палочек; 5 день – День мультяшек; 6 день – День кукол.

18. Информационные компетенции младших школьников: библиотечно-библиографические уроки / автор-составитель М. А. Багаева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 247 с. – (В помощь библиотекарю).

От информационной грамотности – к читательской культуре. Использование современных педагогических технологий для формирования информационных компетенций и читательской культуры младших школьников – важное условие организации обучения, развития и воспитания детей. Предлагаемые формы проведения занятий (виртуальные экскурсии и путешествия по страницам книг, тематические уроки-обзоры, уроки-персоналии, конференции с элементами игровой деятельности) позволят педагогам и организаторам школьного досуга поддерживать читательский интерес, развивать читательскую деятельность учащихся начальной школы. В книге предложены эффективные творческие модели и проекты занятий для их практической реализации в библиотечном обслуживании, в учебно-воспитательном процессе в целом.

Данное издание предназначено библиотекарям, учителям начальных классов, организаторам внеклассной работы общеобразовательных учреждений и центров дополнительного образования детей.

19. Кучина, Е. Л. О чтении – играя (игровые формы работы с книгой в библиотеке) / Кучина, Е. Л. // Инновационные формы поддержки и продвижения чтения в общедоступных библиотеках: сборник материалов второй межрегиональной школы инноватики. – Челябинск, 2010. – С. 33-39.

В последние несколько лет игровые методы занимают большое место в развивающей и просветительской деятельности библиотек. Не является исключением и центральная детская библиотека г. Копейска. Игровые моменты включаются в сценарий практически каждого мероприятия, чтобы сделать его более привлекательным, усилить интерес детей к книге и чтению.

Особым успехом у читателей пользуются такие виды сюжетных литературных игр, как игра-творчество «Мы на острове Буяне», игра-размышление «Здоровым быть здорово», игра-спектакль «Улыбка», игра-соревнование и др.

С помощью игры специалисты библиотеки вводят детей в мир библиографической информации. Наблюдения показывают, что дети, вовлекаемые в игру с помощью библиоигрушек, легко вспоминают известные им сказки, рассказы, пересказывают их, а это развивает речь, дети проявляют желание что-то перечитать, нередко импровизируют, придумывая продолжение полюбившихся историй об известных литературных персонажах. В статье содержится опыт создания библиоигрушек в детской библиотеке. Элементы игры используются и в электронных ресурсах.

20. Леонтьева, О. В. Игровая библиографическая выставка как средство формирования информационной культуры пользователей: фрагмент доклада [Электронный ресурс] / О. В. Леонтьева // Копающаяся в методиках. – 2011. – 7 апреля. – Режим доступа: http://mei--blog.blogspot.ru/2011/04/blog-post_07.html. – Дата обращения: 08.05.2018.

Статья представляет собой фрагмент доклада об опыте разработки и организации цикла игровых библиографических выставок. Их целью было привлечь внимание ребят к библиографическим указателям, представленным в адаптированной для них форме – форме игрушки, показать, как легко и интересно ими пользоваться. Вниманию ребят предлагались: музыкальная книжка-открытка; указатель-игрушка «Волшебная карусель»; книжные головоломки (пазлы); книжка с поднимающимися картинками и др.

21. Мастер-классы для школьных библиотекарей: методические рекомендации, мероприятия по направлениям воспитания, библиотечно-библиографические олимпиады / автор-составитель Е. В. Илдаркина, В. Б. Антипова. – Москва: Глобус, 2010. – 304 с. – (Уроки мастерства: вып.3).

Рекомендуемое методическое пособие содержит практические рекомендации по организации работы школьной библиотеки по разным направлениям и разработки различных мероприятий: уроков-диалогов, библиотечных и развивающих игр, викторин, брейн-рингов, путешествий, а также библиотечно-библиографические олимпиады.

Вовлекая детей и подростков в яркий книжный мир, мало владеть методическими и профессиональными знаниями, главное – творческая и открытая натура библиотекаря. 

Книга будет интересна не только школьным библиотекарям, но и сотрудникам других библиотек (муниципальных, ведомственных и др.), а также организаторам воспитательной работы, студентам педагогических вузов, слушателям курсов повышения квалификации.

22. Матлина, С. Г. Карнавалы. Роли. Маски. Библиотечная игра как творчество / С. Г. Матлина // Библиотечное дело. – 2009. – № 2. – С. 2-8.

В статье известного отечественного библиотековеда рассказывается об игровых методах библиотечной деятельности.

23. Олзоева, Г. К. Методика подготовки библиотечных мероприятий // Г. К. Олзоева. Массовая работа библиотек. – Вып. 43.- Москва, 2006. – С. 37-103. – (Серия «Библиотекарь и время. 21 век»).

В учебно-методическом пособии дана методика подготовки игровых форм библиотечных мероприятий. Рассматривая теоретические основы игровых форм, автор характеризует функции и признаки игры, как важного вида человеческой деятельности, которая формирует личность ребенка. Особое внимание уделено методике подготовки и проведения библиотечных игр: ролевых игр (читательская конференция в форме литературного суда, читательская пресс-конференция), имитационных игр и др.

24. Опарина, Н. П. Игровые формы и методы в работе детских библиотек: учебно-методическое пособие / Н. П. Опарина. – Москва: Литера, 2010. – 135 с. – (Серия «Современная библиотека»; вып. 76).

Пособие посвящено рассмотрению игровой деятельности, реализуемой в формах и методах библиотечной работы с читателями в возрасте от 6 до 15 лет. Дана классификация библиотечных игр.

Особое внимание уделено технологии организации и проведения игр с читателями разных возрастных категорий. Показаны особенности игровой позиции педагога, условия, необходимые для организации игры.

Игра в современной детской библиотеке представлена как педагогическая технология на основе активизации и интенсификации читательской деятельности детей и подростков. Раскрыта специфика педагогической игры в условиях библиотеки. Особое внимание уделено технологии организации и проведения игр с читателями разных возрастных категорий. Показаны особенности игровой позиции педагога, условия, необходимые для организации игры.

Пособие адресовано библиотекарям, педагогам, психологам, родителям.

25. Опарина, Н. П. Литературные игры в детской библиотеке: научно-методическое пособие / Н. П. Опарина. – Москва: Либерея-Бибинформ, 2007. – 96 с. - (Серия «Библиотекарь и время. XXI век»; вып. 67).

Пособие посвящено формам и методам библиотечной работы с читателями в возрасте от 6 до 15 лет.

Определена роль игры в социально-психологическом развитии детей и подростков, выявлено взаимовлияние игры и книги. Дана классификация библиотечных игр, показана их трансформация в историческом аспекте (ХХ – начало XXI в.). Раскрыты специфика педагогической игры в условиях библиотеки, ее классификационные параметры. Автор обращается к широкому кругу литературных источников, адресованных детям, в том числе к современной детской литературе.

Особое внимание уделено технологии организации и проведения игр с читателями различных возрастных категорий. Выявлены особенности игровой позиции библиотекаря-педагога и сформулированы требования к его личностным качествам, профессиональным знаниям, умениям и навыкам, необходимые для успешной организации игры в библиотеке. В приложении представлены материалы, иллюстрирующие основные положения учебно-методического пособия. Издание адресовано руководителям детского чтения – библиотекарям, учителям, воспитателям, родителям – всем, кто заинтересован в становлении «человека читающего». Оно наверняка будет востребованным в любой массовой и школьной библиотеке.

26. Праздник книги и чтения: Сб. сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией. – Москва: Школьная библиотека, 2005. – 288 с.

Сборник составлен на основе материалов, присланных на Всероссийский конкурс сценариев по проведению праздника книги и чтения в библиотеке. Конкурс был проведен Российской государственной детской библиотекой в рамках проекта «Детская библиотека – среда развития читательской культуры».

Материалы книги помогут библиотекарю в практической деятельности по активизации чтения детей и подростков, привлечению в библиотеку новых читателей, повышению авторитета школьной и детской библиотеки.

Сценарии, собранные в этом сборнике, посвящены неделе детской книги, празднику букваря, дням библиотек, грамотности, славянской письменности и др. В них в игровой форме излагаются основы библиотечно-библиографических знаний, истории книжного дела, истории возникновения знаменитых книг.

Сценарии объединены в 4 раздела: «Как хорошо уметь читать», «Книжкины именины», «Как книжка создавалась», «Жила-была книга».

В книге использованы иллюстрации, предоставленные авторами.

27. Путешествие в Читай-город: сценарии мероприятий, библиотечные уроки, 1-4 классы / Авторы-составители: З. А. Чурикова, М. А. Багаева, И. А. Хапилина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 173 с.

Привить детям интерес к художественной книге, сформировать способность к сотрудничеству, научить творчески применять знания в новых ситуациях помогут предлагаемые на страницах пособия сценарии внеклассных мероприятий и библиотечные уроки. Используемые элементы театрализации побуждают к творческому прочтению инсценируемого произведения, стимулируют развитие памяти, развивают психологическую культуру через проникновение в глубину характера играемого персонажа, формируют этические навыки общения с партнером по сценическому действию. Пособие предназначено учителям литературы, классным руководителям, библиотекарям общеобразовательных учреждений, может быть полезно воспитателям и педагогам дополнительного образования.

28. Путешествие по библиотеке: сборник сценариев, праздников, викторин, занимательных экскурсий по книжным полкам и читальным залам. – Москва: Либерея-Библиоинформ, 2011. – 96 с. – (Детская читальня Библионяня).

В сборник вошли сценарии разных мероприятий, проводимых детскими и школьными библиотеками страны: праздники и торжества, занимательные экскурсии по читальным залам, викторины по страницам любимых произведений, устные журналы, посвящённые юбилеям известных прозаиков и поэтов, литературные вечера, конкурсы и всевозможные затеи.

Материалы сборника дополнят богатый практический опыт работников детских и школьных библиотек, и, привлекая литературные произведения и их героев, помогут интересно провести день семьи, международный женский день, День пожилых людей, Новый год и т.д.

29.Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / составитель Т. Р. Цымбалюк. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. – 135 с. – (В помощь библиотекарю)

В предлагаемом пособии представлен опыт работы с книгой, позволяющий школьным библиотекарям в содружестве с учителями расширить границы обычных уроков, наполнить их новым содержанием, пересмотреть и сравнить творческие находки коллег со своими, организовать работу с книгой в интересах ребенка.

Предложены такие активные формы занятий как викторины, интеллектуальные турниры, ролевые игры, конкурсы, литературные путешествия и вечера, устные журналы, читательские часы. Пособие предназначено библиотекарям, может быть полезно организаторам детского досуга, классным руководителям, педагогам.

30. Театр кукол в библиотеке как средство популяризации детской книги и чтения [Электронный ресурс] // Вологодская областная детская библиотека. – Режим доступа: http://www.vodb.ru/include/fckeditor/data/users/admin/File/teatrkykol.pdf – Дата обращения: 08.05.2018.

Кукольный театр выступает как игровая форма библиотечной работы, объединяющая театр – куклу – книгу. С помощью кукол можно эмоциональнее, нагляднее, доходчивее рассказать о писателе, о его творчестве, рекомендовать книги. Инсценирование литературных произведений помогает превратить групповые мероприятия и процесс чтения в яркое и праздничное занятие. При этом можно использовать разные виды театра: настольный театр игрушек; настольный театр картинок; стендовый театр; пальчиковый театр; кукольный театр.

В пособии даны практические рекомендации по самостоятельному изготовлению кукол-перчаток петрушечного типа и сценарии с элементами кукольного театра. Занимательные библиотечные и библиографические сказки, театрализованные уроки помогают детям сделать первый шаг в многообразный мир познавательной литературы.

31. Тубельская, Г. Н. Праздничная энциклопедия школьного библиотекаря / Г. Н. Тубельская. – Москва: Школьная библиотека, 2003. – 488 с.

Праздники не только дают человеку возможность отдохнуть, они делают его добрее, отзывчивее, щедрее, воспоминания о праздниках согревают в трудную минуту. В этой книге даются рекомендации ко многим праздникам, в том числе к «Празднику шуток и улыбок». Из нее вы узнаете историю праздника, как оформить зал, как сделать уроки первоапрельскими и использовать различные игры при проведении мероприятий.

Издание рекомендуется в помощь работе по подготовке к проведению школьных праздников библиотекарям, воспитателям, учителям и классным руководителям.

32. Читаем, учимся, играем: журнал-сборник сценариев для библиотек и школ. – Москва: Либерея-библиопринт, 1995 – . – Выходит ежемесячно.

Здесь вы найдете самые разнообразные материалы для подготовки интересных игровых библиотечных мероприятий, достойные внимания широкой читательской аудитории. Разработки и сценарии, подготовленные библиотекарями-практиками, позволяют делать журнал интереснее, содержательнее, полезнее и разнообразным по тематике. Этот журнал будет хорошим помощником в организации игровой деятельности в библиотеке.

Ткаченко Н. А. методист НМО

2012

Опарина, Н. П. Книга – дети – творчество: учебно-методическое пособие / Н. П. Опарина. – Москва: Литера, 2011. – 192 с. – (Современная библиотека).

Пособие посвящено рассмотрению книги как фактора, влияющего на проявление творческой активности ребёнка в возрасте 5-10 лет. Теоретические основы творческой деятельности детей раскрыты в первой части пособия.

Вторая часть представлена в виде практикума – уроков творчества для детей и взрослых.

Издание адресовано педагогам детского чтения – родителям, воспитателям, учителям, библиотекарям – всем, кто готов к совместному творчеству ребёнка и взрослого.

Дворкина, М. Я. Библиотечная среда: теория и организация: научно-практическое пособие / М. Я. Дворкина. – Москва: Литера, 2009. – 93 с.

В пособии рассматриваются социокультурный, информационный, экологический, организационный, технологический аспекты развития среды, окружающей читателе (пользователей) и сотрудников в библиотеке.

Дыченко Л. Ф. Психология деловых отношений в библиотеке: научно-практическое пособие / Л. Ф. Дыченко. – Москва: Литера, 2011. – 160 с.

В научно-практическом пособии рассматриваются проблемы, связанные с психологическими аспектами деловых отношений в библиотеке. Представлены теоретические и практические проблемы деловых конфликтов и стрессов и методики их разрешения в библиотечной практике.

Езова С. А. Мир библиотечного общения: научно-практическое пособие / С. А. Езова. – Москва: Литера, 2010. – 251 с.

Сборник содержит избранные работы известного отечественного библиотековеда по проблемам библиотечного общения.

Акцент делается на методологических подходах и теоретических аспектах библиотечного оющения, уделяется внимание терминологическому анализу понятий: общение, культура общения и др., их операционализации, рассматривается личностный, поведенческий и ситуационный подходы к изучению библиотекарей и читателей. Раскрываются этико-психологические основы библиотечного общения

Книга адресована библиотечным специалистам, студентам, аспирантам.

Голубева Н. Л. Детская библиотека: современные проблемы развития: научно-методическое пособие / Н. Л. Голубева.  Москва: Литера, 2009. – 160 с.

В пособии рассмотрен широкий спектр проблем: предпосылки институционализации детской библиотеки в России, миссия и функциональная сущность детской библиотеки в современном обществе, основные направления взаимодействия детской библиотеки с институтами школы и семьи.

Матвеева И. Ю. Медийная поддержка чтения: практическое пособие / И. Ю. Матвеева. – Москва: Литера, 2010. – 166 с.

В пособии раскрываются особенности продвижения чтения через каналы масс-медиа (Интернет, телевидение, печать). Содержит как сущностные, так и технологические аспекты продвижения чтения, обзор библиотечной и небиблиотечной практики по продвижению чтения, рекомендации для разработки медиаплана продвижения чтения.

ПОИСК ПО САЙТУ


Приглашает видеозал
Мы на YouTube
Мы ВКонтакте


Портал Культура.рф
Рейтинг@Mail.ru