Библиотека и туризм

В настоящее время туризм является приоритетным направлением в развитии практически всех регионов России, поскольку он связан с удовлетворением духовных и интеллектуальных потребностей человека, влияет на его знания, систему ценностей, способствует развитию личности.

Забайкалье привлекает внимание туристов, которых интересуют уникальные природные, палеонтологические и археологические комплексы и объекты, памятники архитектуры и культуры. Особенности развития культуры Забайкальского региона в значительной мере определяются его географическим положением и историей развития. Регион расположен к югу и востоку от озера Байкал, в центре Евразии, на пересечении цивилизаций Востока и Запада, на границе России с Китаем и Монголией. С исторической точки зрения Забайкалье было местом каторги и ссылки. В середине XVII века первым ссыльным стал протопоп Аввакум Петров, автор знаменитого «Жития». В XIX веке на политическую каторгу в Забайкалье были отправлены декабристы, Н. Г. Чернышевский, В. Я. Кокосов, народники, революционеры. Они внесли большой вклад в изучение края, просвещение, здравоохранение, способствовали развитию региона, своей жизнью и деятельностью оказали колоссальное влияние на культурную и духовную жизнь Восточной Сибири.

 Особенностью  Забайкальского края является то, что в регионе взаимодействуют различные религии и религиозные верования: православие, старообрядчество семейских, шаманизм, буддизм, ислам. Забайкалье – край полиэтнический, здесь проживают представители различных рас, языковых групп, этносов и субэтносов» русские, буряты, эвенки, белорусы, поляки, татары, украинцы, евреи и представители других народов. В Забайкальском регионе накоплен положительный опыт по укреплению дружбы, взаимопонимания, признания заслуг каждого народа, что сегодня привлекает внимание туристов.

Все это определяет особенности региональной культуры. Со спецификой региональной культуры связана и специфика развития  библиотечного дела в Забайкалье, и, в частности, деятельность Забайкальской краевой детско-юношеской библиотеки им. Г. Р. Граубина, которая сохраняет для потомков и передает из поколения в поколение ценности общенациональной и региональной культуры. В фонде краевой библиотеки представлены рукописные печатные, электронные материалы, в которых воплотился ценностный и духовный потенциал, исторический и жизненный опыт народа, населяющего наш регион.

Краевая библиотека способствует раскрытию уникальности региона, включению информационного наследия края в образовательную и научную среду, в развитие регионального культурно-познавательного туризма.

Роль библиотеки в развитии туризма и региональной культуры рассматривается многими учеными и библиотековедами. Доктор педагогических наук, профессор М. Я. Дворкина отмечает развитие «регионального направления в социокультурной и просветительской деятельности библиотек», связанное с хранением и трансляцией региональной культуры. 

Забайкальская краевая детско-юношеская библиотека им. Г. Р. Граубина – крупнейший центр культуры и информации, методический центр по проблемам детского чтения, образования и воспитания, делает доступными все богатства человеческого знания, ценности общенациональной и региональной культуры. Краевая библиотека им. Г.Р. Граубина располагает богатым книжным фондом отечественных и зарубежных авторов, особое место в фонде занимают краеведческие издания, представляющие историко-культурную ценность.

При активном содействии библиотеки происходит развитие культурно-познавательного туризма в крае, чему способствуют организованные и проводимые библиотекой краевые конкурсы: «Юные таланты Забайкалья», «Творчество, адресованное в детство» (на приз забайкальского писателя Г. Р. Граубина), «Свет родного края» (по творчеству забайкальского писателя В. Г. Никонова), Вишняковские и Граубинские краеведческие чтения, презентации книг, творческие вечера привлекают внимание к наследию выдающихся земляков, способствуют воспитанию патриотизма, гражданственности, любви к Отечеству. Библиотека им. Г. Р. Граубина формирует базу данных по историко-краеведческой тематике, активно использует ценные региональные издания на электронных носителях информации: «Заповедное Забайкалье», «Этнокультура семейских Забайкалья», «Лхасаран Лодонович Линховоин», «Во глубине Сибирских руд. Декабристы в Забайкалье», «Казачество Забайкалья: история и культура», «Детская Сибириада. Золотой фонд детской литературы Сибири», «Новый век Забайкалья» и др. В региональных изданиях представлены материалы об уникальных объектах культурного наследия, природных, культурных ценностях: о Буркальском заказнике, Даурском и Байкальском заповедниках, кедровых хребтах Чикоя, о национальном парке «Алханай», ледниках Кодара, скалах Адун-Челона, археологических памятниках: Шилкинской пещере, Толбаге, Усть-Мензе и др. Книжные и электронные краеведческие издания библиотеки используются для информационного продвижения и развития туризма в регионе. На протяжении многих лет краевая библиотека им. Г.Р. Граубина сотрудничает с Забайкальским центром детско-юношеского туризма и краеведения, совместно проводят ежегодные праздники «Юных краеведов».

Забайкалье – трансграничный регион, это находит отражение и в региональной культуре, в содержании, формах деятельности региональной библиотеки, направленной на развитие деловых и творческих связей, содействие межкультурного взаимодействия Забайкальского края с Китаем и Монголией. Из иностранных туристов на территории Забайкалья преобладают жители Китая (более 90 %). Краевая библиотека осуществляет информационную поддержку специалистов, работающих с китайскими студентами, обучающимися в вузах Читы, в укреплении связей, реализации культурных и образовательных программ.

Итак, являясь частью культуры, институтом региональной культуры, краевая библиотека сохраняет и транслирует общенациональные и региональные ценности, способствует развитию туризма, раскрытию уникальности региона, развитию его конкурентоспособности, содействует сохранению полиэтнической, поликонфессиональной культуры Забайкальского края, создает условия для межкультурного взаимодействия, гармонизации межнациональных отношений, диалога, сотрудничества, в условиях трансграничья обеспечивает взаимопроникновение и обмен ценностями культуры.

Путинцева Елена Юрьевна

Библиотечный маркетинг

Библиотечный маркетинг – специфический вид творческо-управленческой деятельности, направленный на максимальное удовлетворение потребностей пользователей услугами и продукцией библиотеки.

Первые публикации, связывающие маркетинг с информацией и библиотеками, появились в начале 1970-х годов в Северной Америке, позже в Англии, Франции, Италии. Обращение зарубежных библиотек к методам маркетинга было обусловлено кризисными явлениями: росла стоимость издательской продукции, увеличивались расходы на современные информационные технологии, обострилась конкуренция в средствах массовой информации, резко сократились государственные расходы на содержание библиотек. В деятельности российских библиотек маркетинговые технологии начали складываться в начале 90-х годов ХХ века. Комплекс мероприятий по маркетинговой библиотечной деятельности позволил оптимально использовать имеющиеся информационные ресурсы и продемонстрировать обществу научную, социальную, культурную значимость библиотек.

Сущность маркетингового подхода заключается в том, что деятельность библиотеки подчиняется потребностям ее читателей (пользователей). В соответствии с информацией об их потребностях определяются:

структура фонда, условия работы читателей в библиотеке, номенклатура услуг, эффективность библиотечно-информационных технологий (внутренний маркетинг). Кроме этого, маркетинг – это способ управления отношениями библиотеки с внешним миром (внешний маркетинг). Библиотечный маркетинг может быть некоммерческим (бесплатным) и коммерческим (платным).

Основными целями библиотечного маркетинга являются:

- максимальное удовлетворение нужд и потребностей пользователей в библиотечном обслуживании;

- развитие перспективного спроса на библиотечные услуги;

- вовлечение в библиотечное обслуживание новых категорий как индивидуальных, так и коллективных пользователей;

- формирование и поддержание положительного образа библиотеки у органов власти, общественных организаций и населения.

В настоящее время маркетинг затрагивает все сферы деятельности библиотеки, его технологии ориентируют на удовлетворение познавательных, образовательных, информационных потребностей читателей (пользователей).

Рекомендуем познакомиться с литературой:

1. Басамыгина, И.Н. Маркетинг как технология управления современной библиотекой: науч.-практич. пособие / И.Н. Басамыгина, А.А. Апанасенко. – М.: Литера, 2009. – 128 с.

2. Борисова, О.О. Реклама в библиотеке: учеб.-практич. пособие / О.О. Борисова. – М.: «ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ», 2005. – 216 с.

3. Борисова, О.О. Рекламные и выставочные технологии в библиотечно-информационной деятельности: учеб.-практич. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. / О.О. Борисова. – М.: Литера, 2010. – 153 с.

4. Зайцева, Л.Н. Маркетинг вашей библиотеки: клиентоориентированный подход. Интервью с доктором К. Кунтц. Семинар-тренинг в Российской государственной библиотеке / Л.Н. Зайцева, А.В. Калинкина // Библиотековедение. – 2013. – № 2. – С. 78 – 82.

5. Качанова, Е.Ю. Инновационно-методическая работа библиотек / Е.Ю. Качанова. – СПб.: Профессия, 2007. – 336 с.

6. Клюев, В.К. Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности: маркетинг в системе управления библиотеки / В.К. Клюев, Е.М. Ястребова. – М.: Изд-во МГУКИ, 2001. – 142 с.

7. Паршукова, Г.Б. Маркетинговые основания в библиотечной деятельности / Г.Б. Паршукова; ГПНТБ СО РАН. – Новосибирск, 2005. – 150 с.

8. Руководство ИФЛА по работе публичных библиотек / Междунар. федерация библ. ассоц.; сост. изд. на англ. яз.: К. Кунц, Б. Габбин. – СПб.: Рос. нац. б-ка, 2011. – С. 179.

9. Суслова, И.М. Организационное развитие систем управления современной библиотекой / И.М. Суслова, Т. Е. Дубенок. – СПб.: Профессия, 2008. – 192 с.

10. Суслова, И.М. Практический маркетинг в библиотеках: учеб.-методич. пособие / И.М. Суслова. – М.: Либерея-Бибинформ, 2005. – 132 с.

Специфика библиотечного маркетинга

В настоящее время библиотечный маркетинг направлен на совершенствование работы библиотек в условиях глобальной информатизации общества, рыночной экономики, на формирование и выполнение спроса на информационные и культурно-коммуникационные библиотечно-библиографические услуги.

Дополнительным средством получения финансовых средств в библиотеках является коммерческий маркетинг, включающий предпринимательскую (коммерческую) деятельность библиотеки по предоставлению платных услуг, привлечению дополнительных средств на функционирование библиотечной деятельности (фандрейзинг). Под «фандрейзингом» (или фандрайзингом) в библиотечной деятельности понимается процесс привлечения денежных средств и иных ресурсов (человеческих, материальных, информационных), которые библиотека не может обеспечить самостоятельно и которые являются необходимыми для реализации определенного проекта или деятельности в целом. К фандрейзингу относят: пожертвования – безвозмездную финансовую или материальную помощь, оказываемую без условий и обязательств юридического или физического лица; патронаж – покровительство библиотеке не только финансовое, но и организационное, оказываемое на стабильной, долговременной основе; спонсорские взносы – целевые субсидии, предоставляемые для достижения взаимовыгодных целей, например, рекламирование через библиотеку услуг, продукции и др.

С целью повышения качества информационно-библиотечных услуг, комфортности обслуживания читателей библиотеки, предоставляет сервисные услуги на платной основе. Денежные средства от предоставления платных услуг идут на комплектование литературы, пользующейся повышенным спросом у читателей, приобретение компьютерной техники, на расходные материалы и др.

В результате проведения маркетинговых исследований по определению эффективности платных услуг в Забайкальской краевой детско-юношеской библиотеке им. Г. Р. Граубина было выявлено, что среди читателей самыми востребованными являются услуги ксерокопирования, сканирования, проведения праздников и экскурсий, реализация методических материалов, набор и распечатка текстов, фотопечать. Анкетирование показало, что дополнительные платные услуги нужны читателям, т.к. это обусловлено спросом на один из самых главных и востребованных в современном обществе ресурс – информацию.

Используя новые информационные технологии, Забайкальская краевая детско-юношеская библиотека им. Г.Р. Граубина как крупнейшее культурное и образовательное учреждение региона делает доступными все богатства человеческого знания, ценности культуры, предоставляет читателям широкий доступ к информации для образования и культурного развития.

Необходимо отметить, что руководство чтением, как основное содержание библиотечной работы, сегодня трансформируется в целенаправленное воздействие на содержание и характер потребления всех видов аудиовизуальной информации, включая традиционные полиграфические книги и электронные тексты (документы), обычные периодические издания, а также аудио-видео и мультимедийные источники информации. В настоящее время массовые формы работы с читателями при применении современных электронных аудиовизуальных произведений на компакт-дисках только выигрывают. Они оказывают заметное влияние на формирование читательских и зрительских предпочтений, побуждая интерес к знакомству с лучшими образцами полиграфических и электронных изданий. С внедрением новых информационных технологий происходят качественные изменения в библиотечном обслуживании, открываются возможности предоставления информации каждому пользователю в любое время, из любой библиотеки мира через Интернет, расширилось информационное пространство, минимизировалось время доведения информации.

В 2016-2017 гг. материальную и спонсорскую помощь на проведение социально-значимых мероприятий краевой библиотеке им. Г. Р. Граубина оказали: ООО «Энергожилстрой» (генеральный директор Лопатин В. А., директор Асламова В. С.), ОАО «Водоканал-Чита» (генеральный директор Ядрищенский А. Н.), Публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 14» (генеральный директор Мясник В. Ч.), ООО «Гром-сервис» (директор Стрельников В. А.), Семейно-развлекательный центр «КосмоПарк» (директор Казанова Т. В.), ИП Хрущева О. А., салон цветов «Глориоза», ИП «Королевство цветов» (директор Одинцова С. Н.), ТС «Забайкальский Привоз» и др.

Современные маркетинговые инструменты позволяют создать условия для максимально оперативного, комфортного и дифференцированного обслуживания читателей, необходимы для успешного заключения и поддержания новых деловых отношений с учреждениями культуры и образования, спонсорами и меценатами, позволяют поддерживать и распространять в обществе позитивное мнение о деятельности библиотек.

Путинцева Е. Ю.

ПОИСК ПО САЙТУ


Приглашает видеозал
Мы на YouTube
Мы ВКонтакте


Портал Культура.рф
Рейтинг@Mail.ru