Профессия – библиотекарь

За время существования библиотек профессия их служителя приобрела определенные черты и украсила себя многими именами. На заре Нового времени должность библиотекаря занимали выдающиеся учёные и поэты.

Созданием библиотек занимались Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо, позже руководили библиотеками Иоганн Гёте и Готфрид Лейбниц.

В разное время в публичных библиотеках России работали известные учёные и писатели: первый собиратель русской книги, баснописец И. А. Крылов, Н. И. Гнедич, К. Н. Батюшков, А. А. Дельвиг, А. И. Ермолаев, А. Х. Востоков, В. С. Сопиков и многие другие.

В словаре сотрудников Российской национальной библиотеки сказано, что за период с 1795 по 1917 годы в этом учреждении работали 30 действующих и будущих академиков и членов-корреспондентов Академии наук, десятки учёных по самым разнообразным отраслям знания, писатели, литературные критики, религиозные и иные деятели. Русский историк, географ, государственный деятель В. Н. Татищев в своем труде «Лексикон», изданном в 1793 году писал о том, что библиотекарь должен знать многие науки и языки, быть помощником читателю в приобретении полезных знаний. О библиотекарях написаны сотни высказываний деятелей науки и культуры. Тонкий знаток этой профессии Андре Моруа писал: «Роль библиотекаря в обществе огромна... Библиотекарь – это хранитель всей культуры человечества, посредник между накопленным веками культурным наследием и деятельностью современника... Очень важно, чтобы библиотекарь знал своего читателя. И того, который предпочитает в одиночестве углубиться в книгу, и того, кому нужно общение и дружеский совет...».

Выдающейся личностью был Н. Ф. Фёдоров, русский философ, мыслитель, подлинный подвижник книги, библиотекарь Румянцевского музея. «Московский Сократ», «идеальный библиотекарь», «философ книги» – так называли его современники. Он обладал энциклопедическими знаниями, досконально знал содержание каждой книги Румянцевского музея, давал ценные советы, на высоком профессиональном уровне подбирал литературу, необходимую для учебы, исследования. Он впервые составил систематический каталог книг Румянцевского музея.

Н. Ф. Фёдоров – автор ряда проектов в области библиотечного дела, в том числе таких, как создание межбиблиотечного и международного книгообмена.

Библиотекарь-профессионал – человек творческий, коммуникативный, знающий социально-психологические особенности личности читателя, обладающий высокой культурой чтения, оказывающий помощь читателям в поиске необходимой информации.

В настоящее время библиотекарь – одна из ведущих информационных профессий, занимающихся организацией, систематизацией, разысканием информации, он ответственен за предоставление человечеству всей полноты и многообразия научных, художественных идей и ценностей, способных воссоздать целостную картину мира.

Что сегодня мы вкладываем в понятие библиотечной профессии? Прежде всего, её многофункциональность – обязанность сохранения культурных ценностей, преумножения накопленного научного, культурного, документального достояния и консультативная, коммуникационная, просветительская роль в читательской среде. Американский историк, доктор филологии, директор Библиотеки Конгресса США Джеймс Хедли Биллингтон называл библиотекаря проводником знаний, коммуникатором, без которого трудно найти верный, правильный ответ. Он говорил, что библиотекарю «необходимо иметь определенные знания и навыки, умение ориентироваться в качественных источниках, отсеивая подлинные сведения от недостоверных. Библиотекари станут этими навигаторами знаний».

Профессор, доктор педагогических наук А. В. Соколов определяет два типа библиотекарей: «интеллигенты» и «интеллектуалы». Интеллигент – образованный и творческий человека с гуманистическим мировоззрением, интеллектуал – образованный и творческий человек с технократическим мировоззрением. Интеллигент опирается на этические учения, в основе которых лежат гуманистические принципы, признающие ценность человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Интеллектуал относится к человеку как к средству, опирается на технократическое мировоззрение, основой которого является приоритет техники над человеком и ценностями. От того, как позиционируют себя библиотечные специалисты: интеллигентами или интеллектуалами, зависит стратегическое развитие библиотеки, включающее, прежде всего, работу с читателями, комплектование фондов, координацию методической помощи библиотекам региона.

Испанский философ и культуролог Х. Ортега-и-Гассет в своих научных трудах писал: «Культура ввергла человека, освободившегося из первобытной лесной чащи, в чащу книжную, не менее опасную и глухую». Он возлагал на библиотекаря будущего важные духовные функции, представлял его роль в виде «фильтра», который должен встать между бурным потоком книг, информации и человеком.

Ведущий библиотековед М. Я. Дворкина считает, что сегодня библиотекарь осознает себя «посредником в мире информации, содействующим гуманизации этого мира», тем самым подчеркивая информационно-коммуникационную роль библиотеки.

Эффективность деятельности библиотекаря зависит от его ценностных ориентиров: компетентности, коммуникативности, творческому отношению к работе, внимательности, преданности библиотечному делу.

В связи с изменением роли и функций библиотеки сегодня сложился определенный тип библиотекаря-профессионала, человека творческого, коммуникативного, аналитика, консультанта, информационного медиатора.

 

Путинцева Елена Юрьевна

Библиотека и туризм

В настоящее время туризм является приоритетным направлением в развитии практически всех регионов России, поскольку он связан с удовлетворением духовных и интеллектуальных потребностей человека, влияет на его знания, систему ценностей, способствует развитию личности.

Забайкалье привлекает внимание туристов, которых интересуют уникальные природные, палеонтологические и археологические комплексы и объекты, памятники архитектуры и культуры. Особенности развития культуры Забайкальского региона в значительной мере определяются его географическим положением и историей развития. Регион расположен к югу и востоку от озера Байкал, в центре Евразии, на пересечении цивилизаций Востока и Запада, на границе России с Китаем и Монголией. С исторической точки зрения Забайкалье было местом каторги и ссылки. В середине XVII века первым ссыльным стал протопоп Аввакум Петров, автор знаменитого «Жития». В XIX веке на политическую каторгу в Забайкалье были отправлены декабристы, Н. Г. Чернышевский, В. Я. Кокосов, народники, революционеры. Они внесли большой вклад в изучение края, просвещение, здравоохранение, способствовали развитию региона, своей жизнью и деятельностью оказали колоссальное влияние на культурную и духовную жизнь Восточной Сибири.

 Особенностью  Забайкальского края является то, что в регионе взаимодействуют различные религии и религиозные верования: православие, старообрядчество семейских, шаманизм, буддизм, ислам. Забайкалье – край полиэтнический, здесь проживают представители различных рас, языковых групп, этносов и субэтносов» русские, буряты, эвенки, белорусы, поляки, татары, украинцы, евреи и представители других народов. В Забайкальском регионе накоплен положительный опыт по укреплению дружбы, взаимопонимания, признания заслуг каждого народа, что сегодня привлекает внимание туристов.

Все это определяет особенности региональной культуры. Со спецификой региональной культуры связана и специфика развития  библиотечного дела в Забайкалье, и, в частности, деятельность Забайкальской краевой детско-юношеской библиотеки им. Г. Р. Граубина, которая сохраняет для потомков и передает из поколения в поколение ценности общенациональной и региональной культуры. В фонде краевой библиотеки представлены рукописные печатные, электронные материалы, в которых воплотился ценностный и духовный потенциал, исторический и жизненный опыт народа, населяющего наш регион.

Краевая библиотека способствует раскрытию уникальности региона, включению информационного наследия края в образовательную и научную среду, в развитие регионального культурно-познавательного туризма.

Роль библиотеки в развитии туризма и региональной культуры рассматривается многими учеными и библиотековедами. Доктор педагогических наук, профессор М. Я. Дворкина отмечает развитие «регионального направления в социокультурной и просветительской деятельности библиотек», связанное с хранением и трансляцией региональной культуры. 

Забайкальская краевая детско-юношеская библиотека им. Г. Р. Граубина – крупнейший центр культуры и информации, методический центр по проблемам детского чтения, образования и воспитания, делает доступными все богатства человеческого знания, ценности общенациональной и региональной культуры. Краевая библиотека им. Г.Р. Граубина располагает богатым книжным фондом отечественных и зарубежных авторов, особое место в фонде занимают краеведческие издания, представляющие историко-культурную ценность.

При активном содействии библиотеки происходит развитие культурно-познавательного туризма в крае, чему способствуют организованные и проводимые библиотекой краевые конкурсы: «Юные таланты Забайкалья», «Творчество, адресованное в детство» (на приз забайкальского писателя Г. Р. Граубина), «Свет родного края» (по творчеству забайкальского писателя В. Г. Никонова), Вишняковские и Граубинские краеведческие чтения, презентации книг, творческие вечера привлекают внимание к наследию выдающихся земляков, способствуют воспитанию патриотизма, гражданственности, любви к Отечеству. Библиотека им. Г. Р. Граубина формирует базу данных по историко-краеведческой тематике, активно использует ценные региональные издания на электронных носителях информации: «Заповедное Забайкалье», «Этнокультура семейских Забайкалья», «Лхасаран Лодонович Линховоин», «Во глубине Сибирских руд. Декабристы в Забайкалье», «Казачество Забайкалья: история и культура», «Детская Сибириада. Золотой фонд детской литературы Сибири», «Новый век Забайкалья» и др. В региональных изданиях представлены материалы об уникальных объектах культурного наследия, природных, культурных ценностях: о Буркальском заказнике, Даурском и Байкальском заповедниках, кедровых хребтах Чикоя, о национальном парке «Алханай», ледниках Кодара, скалах Адун-Челона, археологических памятниках: Шилкинской пещере, Толбаге, Усть-Мензе и др. Книжные и электронные краеведческие издания библиотеки используются для информационного продвижения и развития туризма в регионе. На протяжении многих лет краевая библиотека им. Г.Р. Граубина сотрудничает с Забайкальским центром детско-юношеского туризма и краеведения, совместно проводят ежегодные праздники «Юных краеведов».

Забайкалье – трансграничный регион, это находит отражение и в региональной культуре, в содержании, формах деятельности региональной библиотеки, направленной на развитие деловых и творческих связей, содействие межкультурного взаимодействия Забайкальского края с Китаем и Монголией. Из иностранных туристов на территории Забайкалья преобладают жители Китая (более 90 %). Краевая библиотека осуществляет информационную поддержку специалистов, работающих с китайскими студентами, обучающимися в вузах Читы, в укреплении связей, реализации культурных и образовательных программ.

Итак, являясь частью культуры, институтом региональной культуры, краевая библиотека сохраняет и транслирует общенациональные и региональные ценности, способствует развитию туризма, раскрытию уникальности региона, развитию его конкурентоспособности, содействует сохранению полиэтнической, поликонфессиональной культуры Забайкальского края, создает условия для межкультурного взаимодействия, гармонизации межнациональных отношений, диалога, сотрудничества, в условиях трансграничья обеспечивает взаимопроникновение и обмен ценностями культуры.

Путинцева Елена Юрьевна

Библиотечный маркетинг

Библиотечный маркетинг – специфический вид творческо-управленческой деятельности, направленный на максимальное удовлетворение потребностей пользователей услугами и продукцией библиотеки.

Первые публикации, связывающие маркетинг с информацией и библиотеками, появились в начале 1970-х годов в Северной Америке, позже в Англии, Франции, Италии. Обращение зарубежных библиотек к методам маркетинга было обусловлено кризисными явлениями: росла стоимость издательской продукции, увеличивались расходы на современные информационные технологии, обострилась конкуренция в средствах массовой информации, резко сократились государственные расходы на содержание библиотек. В деятельности российских библиотек маркетинговые технологии начали складываться в начале 90-х годов ХХ века. Комплекс мероприятий по маркетинговой библиотечной деятельности позволил оптимально использовать имеющиеся информационные ресурсы и продемонстрировать обществу научную, социальную, культурную значимость библиотек.

Сущность маркетингового подхода заключается в том, что деятельность библиотеки подчиняется потребностям ее читателей (пользователей). В соответствии с информацией об их потребностях определяются:

структура фонда, условия работы читателей в библиотеке, номенклатура услуг, эффективность библиотечно-информационных технологий (внутренний маркетинг). Кроме этого, маркетинг – это способ управления отношениями библиотеки с внешним миром (внешний маркетинг). Библиотечный маркетинг может быть некоммерческим (бесплатным) и коммерческим (платным).

Основными целями библиотечного маркетинга являются:

- максимальное удовлетворение нужд и потребностей пользователей в библиотечном обслуживании;

- развитие перспективного спроса на библиотечные услуги;

- вовлечение в библиотечное обслуживание новых категорий как индивидуальных, так и коллективных пользователей;

- формирование и поддержание положительного образа библиотеки у органов власти, общественных организаций и населения.

В настоящее время маркетинг затрагивает все сферы деятельности библиотеки, его технологии ориентируют на удовлетворение познавательных, образовательных, информационных потребностей читателей (пользователей).

Рекомендуем познакомиться с литературой:

1. Басамыгина, И.Н. Маркетинг как технология управления современной библиотекой: науч.-практич. пособие / И.Н. Басамыгина, А.А. Апанасенко. – М.: Литера, 2009. – 128 с.

2. Борисова, О.О. Реклама в библиотеке: учеб.-практич. пособие / О.О. Борисова. – М.: «ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ», 2005. – 216 с.

3. Борисова, О.О. Рекламные и выставочные технологии в библиотечно-информационной деятельности: учеб.-практич. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. / О.О. Борисова. – М.: Литера, 2010. – 153 с.

4. Зайцева, Л.Н. Маркетинг вашей библиотеки: клиентоориентированный подход. Интервью с доктором К. Кунтц. Семинар-тренинг в Российской государственной библиотеке / Л.Н. Зайцева, А.В. Калинкина // Библиотековедение. – 2013. – № 2. – С. 78 – 82.

5. Качанова, Е.Ю. Инновационно-методическая работа библиотек / Е.Ю. Качанова. – СПб.: Профессия, 2007. – 336 с.

6. Клюев, В.К. Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности: маркетинг в системе управления библиотеки / В.К. Клюев, Е.М. Ястребова. – М.: Изд-во МГУКИ, 2001. – 142 с.

7. Паршукова, Г.Б. Маркетинговые основания в библиотечной деятельности / Г.Б. Паршукова; ГПНТБ СО РАН. – Новосибирск, 2005. – 150 с.

8. Руководство ИФЛА по работе публичных библиотек / Междунар. федерация библ. ассоц.; сост. изд. на англ. яз.: К. Кунц, Б. Габбин. – СПб.: Рос. нац. б-ка, 2011. – С. 179.

9. Суслова, И.М. Организационное развитие систем управления современной библиотекой / И.М. Суслова, Т. Е. Дубенок. – СПб.: Профессия, 2008. – 192 с.

10. Суслова, И.М. Практический маркетинг в библиотеках: учеб.-методич. пособие / И.М. Суслова. – М.: Либерея-Бибинформ, 2005. – 132 с.

Специфика библиотечного маркетинга

В настоящее время библиотечный маркетинг направлен на совершенствование работы библиотек в условиях глобальной информатизации общества, рыночной экономики, на формирование и выполнение спроса на информационные и культурно-коммуникационные библиотечно-библиографические услуги.

Дополнительным средством получения финансовых средств в библиотеках является коммерческий маркетинг, включающий предпринимательскую (коммерческую) деятельность библиотеки по предоставлению платных услуг, привлечению дополнительных средств на функционирование библиотечной деятельности (фандрейзинг). Под «фандрейзингом» (или фандрайзингом) в библиотечной деятельности понимается процесс привлечения денежных средств и иных ресурсов (человеческих, материальных, информационных), которые библиотека не может обеспечить самостоятельно и которые являются необходимыми для реализации определенного проекта или деятельности в целом. К фандрейзингу относят: пожертвования – безвозмездную финансовую или материальную помощь, оказываемую без условий и обязательств юридического или физического лица; патронаж – покровительство библиотеке не только финансовое, но и организационное, оказываемое на стабильной, долговременной основе; спонсорские взносы – целевые субсидии, предоставляемые для достижения взаимовыгодных целей, например, рекламирование через библиотеку услуг, продукции и др.

С целью повышения качества информационно-библиотечных услуг, комфортности обслуживания читателей библиотеки, предоставляет сервисные услуги на платной основе. Денежные средства от предоставления платных услуг идут на комплектование литературы, пользующейся повышенным спросом у читателей, приобретение компьютерной техники, на расходные материалы и др.

В результате проведения маркетинговых исследований по определению эффективности платных услуг в Забайкальской краевой детско-юношеской библиотеке им. Г. Р. Граубина было выявлено, что среди читателей самыми востребованными являются услуги ксерокопирования, сканирования, проведения праздников и экскурсий, реализация методических материалов, набор и распечатка текстов, фотопечать. Анкетирование показало, что дополнительные платные услуги нужны читателям, т.к. это обусловлено спросом на один из самых главных и востребованных в современном обществе ресурс – информацию.

Используя новые информационные технологии, Забайкальская краевая детско-юношеская библиотека им. Г.Р. Граубина как крупнейшее культурное и образовательное учреждение региона делает доступными все богатства человеческого знания, ценности культуры, предоставляет читателям широкий доступ к информации для образования и культурного развития.

Необходимо отметить, что руководство чтением, как основное содержание библиотечной работы, сегодня трансформируется в целенаправленное воздействие на содержание и характер потребления всех видов аудиовизуальной информации, включая традиционные полиграфические книги и электронные тексты (документы), обычные периодические издания, а также аудио-видео и мультимедийные источники информации. В настоящее время массовые формы работы с читателями при применении современных электронных аудиовизуальных произведений на компакт-дисках только выигрывают. Они оказывают заметное влияние на формирование читательских и зрительских предпочтений, побуждая интерес к знакомству с лучшими образцами полиграфических и электронных изданий. С внедрением новых информационных технологий происходят качественные изменения в библиотечном обслуживании, открываются возможности предоставления информации каждому пользователю в любое время, из любой библиотеки мира через Интернет, расширилось информационное пространство, минимизировалось время доведения информации.

В 2016-2017 гг. материальную и спонсорскую помощь на проведение социально-значимых мероприятий краевой библиотеке им. Г. Р. Граубина оказали: ООО «Энергожилстрой» (генеральный директор Лопатин В. А., директор Асламова В. С.), ОАО «Водоканал-Чита» (генеральный директор Ядрищенский А. Н.), Публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 14» (генеральный директор Мясник В. Ч.), ООО «Гром-сервис» (директор Стрельников В. А.), Семейно-развлекательный центр «КосмоПарк» (директор Казанова Т. В.), ИП Хрущева О. А., салон цветов «Глориоза», ИП «Королевство цветов» (директор Одинцова С. Н.), ТС «Забайкальский Привоз» и др.

Современные маркетинговые инструменты позволяют создать условия для максимально оперативного, комфортного и дифференцированного обслуживания читателей, необходимы для успешного заключения и поддержания новых деловых отношений с учреждениями культуры и образования, спонсорами и меценатами, позволяют поддерживать и распространять в обществе позитивное мнение о деятельности библиотек.

Путинцева Е. Ю.

ПОИСК ПО САЙТУ


Приглашает видеозал
Мы на YouTube
Мы ВКонтакте


Портал Культура.рф
Рейтинг@Mail.ru