Библиотечный маркетинг

Библиотечный маркетинг – специфический вид творческо-управленческой деятельности, направленный на максимальное удовлетворение потребностей пользователей услугами и продукцией библиотеки.

Первые публикации, связывающие маркетинг с информацией и библиотеками, появились в начале 1970-х годов в Северной Америке, позже в Англии, Франции, Италии. Обращение зарубежных библиотек к методам маркетинга было обусловлено кризисными явлениями: росла стоимость издательской продукции, увеличивались расходы на современные информационные технологии, обострилась конкуренция в средствах массовой информации, резко сократились государственные расходы на содержание библиотек. В деятельности российских библиотек маркетинговые технологии начали складываться в начале 90-х годов ХХ века. Комплекс мероприятий по маркетинговой библиотечной деятельности позволил оптимально использовать имеющиеся информационные ресурсы и продемонстрировать обществу научную, социальную, культурную значимость библиотек.

Сущность маркетингового подхода заключается в том, что деятельность библиотеки подчиняется потребностям ее читателей (пользователей). В соответствии с информацией об их потребностях определяются:

структура фонда, условия работы читателей в библиотеке, номенклатура услуг, эффективность библиотечно-информационных технологий (внутренний маркетинг). Кроме этого, маркетинг – это способ управления отношениями библиотеки с внешним миром (внешний маркетинг). Библиотечный маркетинг может быть некоммерческим (бесплатным) и коммерческим (платным).

Основными целями библиотечного маркетинга являются:

- максимальное удовлетворение нужд и потребностей пользователей в библиотечном обслуживании;

- развитие перспективного спроса на библиотечные услуги;

- вовлечение в библиотечное обслуживание новых категорий как индивидуальных, так и коллективных пользователей;

- формирование и поддержание положительного образа библиотеки у органов власти, общественных организаций и населения.

В настоящее время маркетинг затрагивает все сферы деятельности библиотеки, его технологии ориентируют на удовлетворение познавательных, образовательных, информационных потребностей читателей (пользователей).

Рекомендуем познакомиться с литературой:

1. Басамыгина, И.Н. Маркетинг как технология управления современной библиотекой: науч.-практич. пособие / И.Н. Басамыгина, А.А. Апанасенко. – М.: Литера, 2009. – 128 с.

2. Борисова, О.О. Реклама в библиотеке: учеб.-практич. пособие / О.О. Борисова. – М.: «ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ», 2005. – 216 с.

3. Борисова, О.О. Рекламные и выставочные технологии в библиотечно-информационной деятельности: учеб.-практич. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. / О.О. Борисова. – М.: Литера, 2010. – 153 с.

4. Зайцева, Л.Н. Маркетинг вашей библиотеки: клиентоориентированный подход. Интервью с доктором К. Кунтц. Семинар-тренинг в Российской государственной библиотеке / Л.Н. Зайцева, А.В. Калинкина // Библиотековедение. – 2013. – № 2. – С. 78 – 82.

5. Качанова, Е.Ю. Инновационно-методическая работа библиотек / Е.Ю. Качанова. – СПб.: Профессия, 2007. – 336 с.

6. Клюев, В.К. Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности: маркетинг в системе управления библиотеки / В.К. Клюев, Е.М. Ястребова. – М.: Изд-во МГУКИ, 2001. – 142 с.

7. Паршукова, Г.Б. Маркетинговые основания в библиотечной деятельности / Г.Б. Паршукова; ГПНТБ СО РАН. – Новосибирск, 2005. – 150 с.

8. Руководство ИФЛА по работе публичных библиотек / Междунар. федерация библ. ассоц.; сост. изд. на англ. яз.: К. Кунц, Б. Габбин. – СПб.: Рос. нац. б-ка, 2011. – С. 179.

9. Суслова, И.М. Организационное развитие систем управления современной библиотекой / И.М. Суслова, Т. Е. Дубенок. – СПб.: Профессия, 2008. – 192 с.

10. Суслова, И.М. Практический маркетинг в библиотеках: учеб.-методич. пособие / И.М. Суслова. – М.: Либерея-Бибинформ, 2005. – 132 с.

Специфика библиотечного маркетинга

В настоящее время библиотечный маркетинг направлен на совершенствование работы библиотек в условиях глобальной информатизации общества, рыночной экономики, на формирование и выполнение спроса на информационные и культурно-коммуникационные библиотечно-библиографические услуги.

Дополнительным средством получения финансовых средств в библиотеках является коммерческий маркетинг, включающий предпринимательскую (коммерческую) деятельность библиотеки по предоставлению платных услуг, привлечению дополнительных средств на функционирование библиотечной деятельности (фандрейзинг). Под «фандрейзингом» (или фандрайзингом) в библиотечной деятельности понимается процесс привлечения денежных средств и иных ресурсов (человеческих, материальных, информационных), которые библиотека не может обеспечить самостоятельно и которые являются необходимыми для реализации определенного проекта или деятельности в целом. К фандрейзингу относят: пожертвования – безвозмездную финансовую или материальную помощь, оказываемую без условий и обязательств юридического или физического лица; патронаж – покровительство библиотеке не только финансовое, но и организационное, оказываемое на стабильной, долговременной основе; спонсорские взносы – целевые субсидии, предоставляемые для достижения взаимовыгодных целей, например, рекламирование через библиотеку услуг, продукции и др.

С целью повышения качества информационно-библиотечных услуг, комфортности обслуживания читателей библиотеки, предоставляет сервисные услуги на платной основе. Денежные средства от предоставления платных услуг идут на комплектование литературы, пользующейся повышенным спросом у читателей, приобретение компьютерной техники, на расходные материалы и др.

В результате проведения маркетинговых исследований по определению эффективности платных услуг в Забайкальской краевой детско-юношеской библиотеке им. Г. Р. Граубина было выявлено, что среди читателей самыми востребованными являются услуги ксерокопирования, сканирования, проведения праздников и экскурсий, реализация методических материалов, набор и распечатка текстов, фотопечать. Анкетирование показало, что дополнительные платные услуги нужны читателям, т.к. это обусловлено спросом на один из самых главных и востребованных в современном обществе ресурс – информацию.

Используя новые информационные технологии, Забайкальская краевая детско-юношеская библиотека им. Г.Р. Граубина как крупнейшее культурное и образовательное учреждение региона делает доступными все богатства человеческого знания, ценности культуры, предоставляет читателям широкий доступ к информации для образования и культурного развития.

Необходимо отметить, что руководство чтением, как основное содержание библиотечной работы, сегодня трансформируется в целенаправленное воздействие на содержание и характер потребления всех видов аудиовизуальной информации, включая традиционные полиграфические книги и электронные тексты (документы), обычные периодические издания, а также аудио-видео и мультимедийные источники информации. В настоящее время массовые формы работы с читателями при применении современных электронных аудиовизуальных произведений на компакт-дисках только выигрывают. Они оказывают заметное влияние на формирование читательских и зрительских предпочтений, побуждая интерес к знакомству с лучшими образцами полиграфических и электронных изданий. С внедрением новых информационных технологий происходят качественные изменения в библиотечном обслуживании, открываются возможности предоставления информации каждому пользователю в любое время, из любой библиотеки мира через Интернет, расширилось информационное пространство, минимизировалось время доведения информации.

В 2016-2017 гг. материальную и спонсорскую помощь на проведение социально-значимых мероприятий краевой библиотеке им. Г. Р. Граубина оказали: ООО «Энергожилстрой» (генеральный директор Лопатин В. А., директор Асламова В. С.), ОАО «Водоканал-Чита» (генеральный директор Ядрищенский А. Н.), Публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 14» (генеральный директор Мясник В. Ч.), ООО «Гром-сервис» (директор Стрельников В. А.), Семейно-развлекательный центр «КосмоПарк» (директор Казанова Т. В.), ИП Хрущева О. А., салон цветов «Глориоза», ИП «Королевство цветов» (директор Одинцова С. Н.), ТС «Забайкальский Привоз» и др.

Современные маркетинговые инструменты позволяют создать условия для максимально оперативного, комфортного и дифференцированного обслуживания читателей, необходимы для успешного заключения и поддержания новых деловых отношений с учреждениями культуры и образования, спонсорами и меценатами, позволяют поддерживать и распространять в обществе позитивное мнение о деятельности библиотек.

Путинцева Е. Ю.

ПОИСК ПО САЙТУ


Приглашает видеозал
Мы на YouTube
Мы ВКонтакте


Портал Культура.рф
Рейтинг@Mail.ru