МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

2018 год

ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРОЕКТ «СИМВОЛЫ РОССИИ», 2018 ГОД

ИТОГИ ВСЕРОССИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ОЛИМПИАДЫ«СИМВОЛЫ РОССИИ. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЮБИЛЕИ» В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ

2018 год в России отмечен рядом знаменательных юбилейных дат: Ч. Т. Айтматов – 90 лет; В. Д. Берестов – 90 лет; А. М. Горький – 150 лет; О. Е. Григорьев – 75 лет; Г. Р. Державин – 275 лет; Б. В. Заходер – 100 лет; Ю. И. 

Коваль – 80 лет; В. П. Крапивин – 80 лет; В. В. Маяковский – 125 лет; Н. Н. Носов – 110 лет; Л. Пантелеев (Еремеев А. И.) – 110 лет; С. Л. Прокофьева – 90 лет; Г. В. Сапгир – 90 лет; Л. Н. Толстой – 190 лет; И. С. Тургенев – 200 лет; А. А. Усачёв – 60 лет и др. Творчество отечественных писателей-юбиляров  известно всём мире, а их имена действительно стали символами русской литературы и культуры.

Российская государственная детская библиотека совместно с Литературным институтом им. А. М. Горького, Государственным музеем истории российской литературы им. В. И. Даля и издательством «Просвещение» выступили организаторами масштабного всероссийского проекта «Символы России. Литературные юбилеи». Проект реализован при поддержке Министерства культуры РФ, Российской газеты и Министерства просвещения РФ.

В ноябре 2018 года в каждом регионе нашей страны в рамках Всероссийского проекта была проведена олимпиада «Символы России. Литературные юбилеи» среди школьников в двух возрастных категориях: от 7 до 10 лет и от 11 до 14 лет. Основными целями и задачами олимпиады были обозначены:  популяризация творчества классиков русской литературы; выявление и развитие у детей и подростков интеллектуально-аналитических способностей и интереса к исследовательской деятельности; создание необходимых условий для поддержки одарённых детей.

Вопросы олимпиады касались произведений наших знаменитых писателей-юбиляров, входящих в примерные программы основных общего и начального образования по литературе, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту.

Организатором олимпиады в Забайкальском крае выступила Забайкальская краевая детско-юношеская библиотека им. Г. Р. Граубина (научно-методический отдел).

22 ноября на 53 площадках г. Читы и Забайкальского края состоялась олимпиада «Символы России. Литературные юбилеи», в которой приняли активное участие 27 библиотек и 20 общеобразовательных учреждений г. Читы, Читинского, Балейского, Карымского, Краснокаменского, Александрово-Заводского, Дульдургинского, Могойтуйского, Хилокского, Ононского районов. Общее количество участников в регионе составило 1273 человека.

По итогам Всероссийской олимпиады «Символы России. Литературные юбилеи» определены:

• победители в Забайкальском крае:

1. в категории 7-10 лет: Владыка Мария, 8 лет

(руководитель: Силицкая Инга Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Многопрофильная языковая гимназия № 4» г. Чита, Забайкальский край);

2. в категории 11 – 14 лет: Ушакова Дарья, 14 лет

(руководитель: Анциферова Татьяна Гавриловна, библиотекарь Б/Ф п. Целинный МБУК «ЦРБ» МР «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края);

победители в районах Забайкальского края:

В категории 7-10 лет: Копытина Ангелина, 8 лет

1. Маркова Ульяна, 10 лет

2. Филиппова Полина, 9 лет

3. Ходырева Злата, 9 лет

4. Фунтусова Дарья, 9 лет

5. Веслополова Кристина, 9 лет

6. Егорова Дарья, 7 лет

7. Поленчук Егор, 10 лет

8. Верхунович Ангелина, 8 лет

9. Александрова Кристина, 10 лет

10. Шихов Кирилл, 9 лет

11. Лаврентьева Ксения, 8 лет

12. Дабаева Жаргала,10 лет

13. Жамбалдоржиева Дари,8 лет

14. Жамбалдоржиева Виктория,10

15. Цыренова Бэлэг, 9 лет

16. Цырендашиева Таня,8 лет

17. Романюк Карина,10 лет

18. Тумуров Димчик, 7 лет

19. Гибанова Мария, 9 лет

20. Казакова Ева, 9 лет

21. Поликова  Виктория, 10 лет

22. Демиденок Владимир, 9 лет

23. Викулова Мария, 7 лет

24. Шестаков Тимофей , 9 лет 

25. Линейцева Вероника, 10 лет

26. Лукина Алина, 10 лет 

27. Ананенко Илья, 10 лет

28. Содномова Алина, 9 лет

29. Митупов Эрдэм, 10 лет

30. Рябцева Аделина, 10 лет 

31. Чернышов Ваня, 9 лет

32. Подойницына Настя, 8 лет

33. Дятлова Алина, 9 лет

34. Кауфман Миля, 10 лет

В категории 11-14 лет:

1. Сергеев Дмитрий, 11 лет

2. Киенко Дарья, 13 лет

3. Мерескина Елизавета, 11 лет

4. Делов Егор, 12 лет

5. Окунева Виктория, 12 лет

6. Коноплева Валерия, 13 лет

7. Спиридонов  Руслан, 14 лет

8. Авгулевич Яна, 11 лет 

9. Дугарова Дулма,14 лет

10. Дашидондокова Юлия,13 лет

11. Доржиева Сарюна,12 лет

12. Дампилон Бутид, 12 лет

13. Цыденова Снежана,12 лет

14. Дашинимаев Дмитрий,12 лет

15. Хандаева Саяна,13 лет

16. Цыцыков Аюр, 14 лет

17. Раменская Анастасия, 11 лет

18. Жеребцова Валерия, 13 лет

19. Аришина  Екатерина, 14 лет

20. Вологдина Полина, 11 лет

21. Рубцова Анастасия, 12 лет

22. Воронина Виктория, 14 лет 

23. Содбоева Дарья, 12 лет

24. Курмазова Василина, 13 лет 

25. Балдоржиев Доржи, 11 лет

26. Содномова Саяна, 12 лет

27. Бальжинимаева Санжина, 14 лет

28. Филиппова Юнкома, 14 лет

29. Михаленко Александр, 13 лет

30. Дятлова Дарья, 11 лет

31. Евстигнеева Марина, 11 лет

Участники Олимпиады – дети и подростки г. Читы и районов Забайкальского края с большим желанием и интересом приняли участие в олимпиаде «Символы России. Литературные юбилеи». Ребята, занявшие призовые места будут награждены дипломами Российской государственной детской библиотеки  (г. Москва), все остальные получат сертификаты участников олимпиады.

Организаторы олимпиады на местах – библиотекари муниципальных библиотек, библиотекари-педагоги и учителя общеобразовательных учреждений будут  отмечены благодарностями РГДБ.

Димова Л. И., зав. научно-методическим

отделом ЗКДЮБ им. Г. Р. Граубина

ФИО и должность куратора проведения олимпиады в регионе: 

Димова Людмила Иннокентьевна, заведующая научно-методическим отделом ГУК «Забайкальская краевая детско-юношеская библиотека им. Г. Р. Граубина», г. Чита 8(3022) 35-12-85

Эл. почта: metodistzkdyub@gmail.com

 

• Дополнительная информация: 

Участники олимпиады «Символы России. Литературные юбилеи» в Забайкальском крае – дети и подростки Забайкальского края с большим удовольствием приняли участие в олимпиаде, а их руководители – библиотекари муниципальных библиотек, библиотекари-педагоги и учителя общеобразовательных учреждений выражают признательность организаторам олимпиады за предоставленную возможность принять участие в мероприятии Всероссийского уровня.

СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА ДЛЯ ДЕТЕЙ: НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОДВИЖЕНИИ КНИГИ И ЧТЕНИЯ

Под таким названием 13-14 ноября 2018 года в краевой детско-юношеской библиотеке им. Г. Р. Граубина состоялся краевой научно-практический семинар библиотечных работников муниципальных районов Забайкальского края.

Мероприятие регионального значения в рамках реализации Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации (утв. расп. Правительства РФ от 3.06.2017 г. № 1155-Р) было организовано Министерством  культуры Забайкальского края и ГУК «Забайкальская краевая детско-юношеская библиотека им. Г. Р. Граубина» с целью активизации и качественного обновления работы библиотек на основе научно-теоретической подготовки, выявления и внедрения в практику инновационных технологий и эффективных методов привлечения к чтению и читательского развития подрастающего поколения.

Задачами семинара были определены следующие действия: создать условия для повышения квалификации, формирования  профессиональных компетентностей и обмена передовым опытом библиотечных работников края; рассмотреть и обсудить представленные в рамках семинара научно-теоретические и методические материалы, инновации и передовой опыт; определить перспективы и стратегические направления развития детских и сельских библиотек Забайкальского края в области продвижения детского и юношеского чтения и библиотечного обслуживания на современном этапе; обозначить базовую основу для разработки комплексной программы по продвижению и поддержке детского и юношеского чтения в Забайкальском крае.

В рамках семинара был рассмотрен широкий диапазон актуальных вопросов и приоритетных направлений работы муниципальных и детских библиотек:

- разработка и особенности реализации программ поддержки детского и юношеского чтения на муниципальных и региональном уровнях;

- этапы реализации программ поддержки детского и юношеского чтения в библиотеках: исследование проблем детско-юношеского чтения, разработка методических материалов; определение количественных и качественных уровней владения чтением (компетенций) пользователей и читателей различных возрастных групп, системы классификации читательских компетенций и др.;

- современная библиотека как модель культуры и просвещения; центр чтения и социализации, патриотического воспитания, интеллектуального развития и формирования духовно-нравственных ориентиров подрастающего поколения;

- особенности организации привлекательного библиотечного пространства для работы с различными категориями пользователей: детьми и юношеством; детьми и родителями; лицами с ОВЗ; одарёнными и талантливыми детьми и молодёжью; социально неблагополучными и др.;

- технологии социального партнёрства для конструктивного взаимодействия в решении проблем и популяризации книги и чтения, приобщения к литературе;

- фонды библиотек: проблемы, поиск решения и деятельность по обновлению и обеспечению соответствия объёмов и качества современным требованиям и нормативам;

- реализация принципа доступности лучших детских книг и периодических изданий для детей и юношества: проблемы, опыт и перспективы;

- применение в работе библиотек разнообразных организационных форм, современных инновационных программ, методов и технологий продвижения и популяризации детского и юношеского чтения;

- разработка, реализация и продвижение инновационных библиотечных проектов, направленных на развитие у детей и юношества интереса к чтению, популяризацию лучших образцов классической, современной и краеведческой литературы;

- организация библиотечного обслуживания пользователей и читателей с учётом психолого-педагогических закономерностей, индивидуальных особенностей развития и читательского поведения детей дошкольного, младшего школьного и юношеского возраста;

- формирование системы продвижения детской литературы с вовлечением общественно-значимых фигур и использованием различных каналов коммуникации, в т. ч. каналов масс-медиа (интернет, телевидение, печать и др.);

- медийная поддержка и формы продвижения чтения в современных средствах массовой коммуникации; пропаганда чтения и популяризация детских книг посредством корпоративной и социальной рекламы;

- формирование и совершенствование системы творческих соревнований, конкурсов и акций, их активное продвижение в медиа-сфере, вовлечение участников через социальные сети и др.

В рамках семинара состоялись доклады и деловые слушания, обмен опытом работы; представлены мультимедиа презентации; проведены актуальные консультации; мастер-классы, практикумы и творческие лаборатории; круглый стол; выставка-ярмарка библиографических и методических изданий, «Книжный развал» художественной литературы, функционировала выставка профессиональной методической литературы «Современная библиотека: инновационные технологии и стратегии продвижения книги и чтения».

В работе семинара приняли участие 83 библиотечных работника из 20 районов Забайкальского края и г. Читы: директора, заместители директоров по работе с детьми, заведующие центральными и районными детскими библиотеками, заведующие сельскими библиотечными филиалами, методисты, библиотекари абонементов/читальных залов. Участниками семинара также стали представители государственных структур, общественных организаций и бизнеса.

13 ноября в актовом зале ЗКДЮБ им. Г. Р. Граубина состоялось открытие семинара директором Румянцевой Рамилёй Зайлягиевной, заслуженным деятелем культуры и искусства Читинской области. Участников семинара с началом работы поздравила Гладких Марина Михайловна, заместитель начальника отдела по реализации государственной культурной политики Министерства культуры Забайкальского края.

Затем состоялось награждение лучших коллективов детских библиотек и отделов/отделений по итогам краевого смотра-конкурса работы детских и сельских библиотек Забайкальского края «Литература и чтение в воспитании нравственных чувств и этического сознания». Грамотами Министерства культуры Забайкальского края и призами от спонсора мероприятия  ООО «Компания Генезис» были награждены:

в номинации «Лучшая детская библиотека»:

Центральная детская библиотека МУК «МЦБ Сретенского района», зам. директора по работе с детьми Степанова Светлана Михайловна – 1 место; Детская библиотека им. А. П. Гайдара МБУК «ЦБС» г. Читы, зав. библиотекой Сташук Галина Михайловна – 2 место; Районная детская библиотека МУК «МЦ РБ» Улетовского района, зав. РДБ Коновалова Марина Анатольевна – 3 место;

в номинации «Лучший детский отдел/отделение, сельская библиотека-филиал»:

Детское отделение МБУК «Шелопугинская межпоселенческая центральная районная библиотека», зав. детским отделением Никифорова Наталия Николаевна – 1-ое место; Библиотечный филиал с. Бальзой МУК «МЦ РБ» Улетовского района, библиотекарь Ушкуронис Елена Валерьевна – 2-ое место; отдел детско-юношеского чтения МУК «Межпоселенческая центральная библиотека имени Н. Очирова» пгт. Могойтуй, зав. отделом ДЮЧ Жаргалова Цыцыгма Балдановна – 3  место.

Заслуженные награды победителям и призёрам смотра-конкурса вручали: Гдадких Марина Михайловна, Румянцева Рамиля Зайлягиевна и Дмитриев Владимир Борисович, заместитель генерального  директора ООО «Компания Генезис».

Далее, в соответствии с программой семинара были рассмотрены теоретические и практические вопросы, проведён обмен опытом работы библиотек Забайкальского края по продвижению книги и чтения среди подрастающего поколения.

Перед аудиторией выступили с актуальными и содержательными докладами: Румянцева Р. З. – «Перспективы развития детских библиотек Забайкалья в контексте реализации «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ»»; Кондакова Л. А. – «Книга и чтение глазами подростка: по материалам прикладного  исследования»; Путинцева Е. Ю. – «Популяризация лучших образцов классической и краеведческой литературы в условиях современной библиотеки»; Кивлева А. Н. – «От чтения книги – к формированию и развитию литературных способностей учащихся»; Димова Л. И. – «Методическое сопровождение работы библиотек в рамках «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ»: проект «Знания, опыт, инновации – в поддержку детского и юношеского чтения в Забайкальском крае»»; Аверьянова С. В.– «Растим читателя: формирование читательских компетенций в условиях детской библиотеки».

Опытом своей профессиональной деятельности поделись: Якоби М. И., методист ЦДБ МБУК  «ЦРБ» Краснокаменского района – «Вместе с книжкой я расту: программа по продвижению книги и чтения среди дошкольников»; Аптыкова О.В., заведующая Отделом обслуживания читателей учащихся 5-11 классов – «Современная библиотека: опыт, идеи и инновационные формы продвижения чтения в подростковой и молодёжной среде»; Коновалова М. А., зав. РДБ МУК «МЦРБ» Улетовского района; Никифорова Н. Н., зав. детским отделением МБУК «Шелопугинская МЦРБ» – «Применение в работе библиотек разнообразных форм, современных инновационных программ, методов и технологий продвижения и популяризации детского и юношеского чтения»; Ваулина Н. Г., библиотекарь библиотеки № 4 МБУК «ЦБС», г. Чита – «Вектор работы библиотеки № 4 по популяризации чтения среди детского населения пос. Восточный»; Сапожникова Татьяна Терентьевна, гл. библиотекарь отдела детской литературы ГУК «ЗКБ им. Ц. Жамцарано – «Библиотечный проект «В гостях у особого ребёнка»».

Для участников семинара специалисты ЗКДЮБ им. Г. Р. Граубина подготовили интересную информацию о современных методах и технологиях организационной и информационной библиотечной деятельности: Голомидова В. О., режиссёр массовых представлений ГУК ЗКДЮБ – «Методы и технологии проведения презентаций книг на примере массового библиотечного мероприятия»; Шароглазова А. А., зав. информационно-библиографическим отделом ГУК ЗКДЮБ – «Использование АИС «Единое информационное пространство в сфере культуры» в информационной работе с читателями».

Все выступления участников семинара отличались глубиной содержания, насыщенной информацией и были обеспечены мультимедийным  сопровождением в виде электронных презентаций.

В работе семинара были организованы встречи с известными забайкальскими писателями: А. Г. Озорниной, членом  Союза писателей России, председателем Забайкальской краевой писательской организации и О. Г. Петровым, членом Союза писателей и Союза журналистов РФ. Выступление Озорниной А. Г. было посвящено теме молодой забайкальской литературы, творчеству молодых авторов – поэтов и прозаиков.

Петров О. Г. поделился секретами своего литературного творчества, рассказал об этапах работы над первым своим произведением для детей – книгой «Алькины истории».

Второй день семинара был не менее интересным, так как была предусмотрена работа творческих лабораторий и мастер-классов по различным направлениям библиотечной работы и организации досуговой деятельности детей и подростков: практикум «АИС ЕИПСК в информационной работе с читателями. Регистрация в АИС «Единое информационное пространство в сфере культуры» (Шароглазова А. А.); мастер-класс «Библиотечный квилт, криптограмма, генератор кроссвордов и другие наглядные и информационные формы работы в современной  библиотеке» (Кирпач О. В.); «Смело – в дело! Удивительные закладки для любимых книжек детворы из того, что под рукой» (Петрова Н. И.); «Современные виды декоративно-прикладного искусства. Дихотомический этюд «Полевые цветы» (правополушарное рисование)» (Аптыкова О. В.); «Литературные герои – субъекты игрового пространства: интерактивная игра по серии книг Дж. К. Роулинга «Гарри Поттер» (Ляшук Т. С.); Настольная игра-ходилка «Кубик-фишки» как активная форма привлечения к литературному творчеству и приобщения к чтению (на примере произведения Н. В. Ярославцева «Паровоз ходил чумазый») (Аверьянова С. В., Елохина К. А.); «Искусство детской книги: первые иллюстрации. Художественно-выразительные возможности и дизайн книги как объект для применения нетрадиционных техник иллюстрирования, форм продвижения книги и чтения» (Крапивина А. Б., Лысова Т. И.).

Специалистам – участникам семинара предлагалось посетить мероприятие творческой методической лаборатории «Библиотека для юного читателя: функции, специфика, направления работы и профессиональные компетентности детского библиотекаря: интеллектуально-корпоративное кафе «БиблиоПрофи»»; получить профессиональные консультации по теме «Докомплектование библиотечного фонда. Учёт и обработка документов. Организация и ведение ЭК, карточных каталогов».

Все творческие лаборатории и мастер-классы были востребованы и проведены специалистами ЗКДЮБ на высоком профессиональном уровне их работа заслужила положительные отзывы участников семинара.

Во второй половине дня работы семинара была организована работа круглого стола «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в детских библиотеках: задачи, проблемы, перспективы». Модераторами по организации работы круглого стола выступили: Оленникова Г. Д., гл. специалист-эксперт отдела по реализации государственной культурной политики Министерства культуры Забайкальского края и Кондакова Л. А., заместитель директора по науке Забайкальской краевой детско-юношеской библиотеки им. Г. Р. Граубина. В работе круглого стола приняла участие Емельянцева И. А., заместитель начальника отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних, подполковник полиции.

В рамках круглого стола были рассмотрены актуальные вопросы и проблемы состояния и развития культурно-просветительской, информационной и досуговой деятельности с детьми и подростками с целью профилактики безнадзорности и правонарушений. Выступления Оленниковой Г. Д., Кондаковой Л. А., Емельянцевой И. А., и специалистов библиотек Жаборовской Е. И., Глушковой Ю. А., Павлюченко М. М., Добрыниной Т. А. и других, нашли отклик у всех присутствующих, что привело к активному обсуждению и принятию единых решений по итогам работы круглого стола.

После окончания работы круглого стола для участников семинара был проведён раут в честь победителей рейтинга профессиональной активности и качества библиотечного обслуживания «БиблиоЛидер – 2017», победителями которого стали: межпоселенческая детская библиотека – филиал МУК МЦБ Хилокского района (зав. МДБ Писаренко Т. В.) – 1 место; Центральная районная детская библиотек МУК МЦРБ Улетовского района (зав. ЦДБ Коновалова Марина Анатольевна); Дульдургинская детская библиотека МБУК МЦБ Дульдургинского района  (зав. ДБ Яртагаева Т. Б.) – 2 место; Центральная детская библиотека – филиал МУК «МЦБ Сретенского района» (зам. директора по работе с детьми Степанова С. М.); Центральная городская библиотека им. А. П. Чехова, детское отделение «Золотое яблоко» МБУК «ЦБС» г. Читы (зам. директора по работе с детьми Глушкова Ю. А.); Детская библиотека – филиал МБУК «Оловяннинская межпоселенческая центральная библиотека» (зав. ДБ Сметанникова В. И.) – 3 место.

Для победителей рейтинга и всех участников семинара вокально-эстрадной группой детской школы искусств № 7 «Орешки» было исполнено два замечательных музыкальных номера. На такой жизнеутверждающей и позитивной ноте 14 ноября были подведены итоги работы семинара. Участники отметили хорошее качество организации семинара, признали его содержание соответствующим своим профессиональным запросам и потребностям, выразили желание дальнейшего сотрудничества и участия в семинарах, практикумах и стажировках на базе Забайкальской краевой детско-юношеской библиотеки им. Г. Р. Граубина – краевого методического центра детских библиотек Забайкальского края.

Димова Людмила Иннокентьевна,

зав. научно-методическим отделом

ЗКДЮБ им. Г. Р. Граубина

Смотреть фоторепортаж

ИЗУЧЕНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

(мониторинг)

Забайкальская краевая детско-юношеская библиотека им. Г. Р. Граубина в рамках реализации Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ провела on-lain исследование «Изучения читательского интереса среди населения Забайкальского края».

На вопросы анкеты ответили 102  человека в возрасте от 10 до 70 лет. Преимущественно отвечали люди среднего возраста от 30 до 45 лет из них: мужского пола – 17 чел. (16.7%), женского пола– 85 чел. (83,3%)

Нажмите, чтобы увеличить

На вопрос: «Ваш род занятий» ответили:

- 10 чел. (9.8%) – учеба в среднем образовательном учреждении;

-  6 чел. (5.9%) – учеба в Высшем образовательном учреждении;

-  47 чел. (41.1%) – работа в бюджетном учреждении;

- 6 чел. (5.9%) – государственная (муниципальная) служба;

- 17 чел. (16.7%) – работа в коммерческой структуре;

- 3 чел. (2.9%) – пенсионеры;

- 13 чел. (12.7%) – иной род занятий.

Нажмите, чтобы увеличить

На вопрос «Как вы проводите свободное время?» Наибольшее количество респондентов ответило:

-  48 чел. (47.1%) – читают книги;

- 45 чел. (44.1%) – общаются с друзьями;

- 30 чел. (29.4%) – сидят за компьютером;

-  20 чел. (19,6) – посещают театры, музеи, концерты;

- 17 чел. (16.7%) – читают журналы и газеты, такое же количество опрашиваемых не имеют свободного времени;

- 16 чел. (15,7%) – занимаются спортом.

Нажмите, чтобы увеличить

На вопрос: «Являетесь ли Вы постоянным читателем библиотеки?» ответили:

Вариант ответа

Кол-во

(чел)

Доля
 1  да, являюсь читателем одной библиотеки; 42,2 %
да, являюсь читателем двух и более библиотек; 17,6 %
читателем библиотек не являюсь.
Нажмите, чтобы увеличить

На вопрос «Читаете ли Вы книги?» ответили:

Вариант ответа

Кол-во

(чел)

Доля
 1  да 79 77,5 %
2 нет 2 2,0 %
 3 редко 21 20,6 %
Нажмите, чтобы увеличить

На вопрос: «Какую роль играет чтение в вашей жизни?» основная часть респондентов ответили что любят читать – 52 (51%);

-  как способ развития личности - 49 чел. (48%);

- 46 чел. (45.1%) – это способ получения информации;

- 29 чел. (28.4%) – необходимо для работы;

-  11 чел. (10.8%) – возможность прикоснуться к мировой культуре;

- 9 чел. (8.8%) – необходимо для учебы;

и двое дали свои ответы такие как: способ отвлечься и разбавить, повседневную жизнь

Нажмите, чтобы увеличить

На вопрос: «Книги, каких жанров Вы читаете чаще всего?» большинство опрошенных, ответили:

- предпочитают классику - 46 чел. (45.1%);

- 36 чел. (35.3%) – учебная литература;

- 26 чел. (25.5%) – научно-популярная литература;

- 23 чел. (22,5%) – детективы;

- научная литература – 21 чел. (20.6%);

-18 чел. (17.6%) – приключения;

- 17 чел. (16.7%) – фантастика;

- 11 чел. (10.8%) – мистика;

- 10 чел. (9.8%) дали свой ответ: советская литература, соц. реализм, краеведение, проза Великой Отечественной войны, психологию, философию, бизнес и духовная, современную прозу, романы.

Нажмите, чтобы увеличить

По шкале рейтинга на вопрос: «Удовлетворены ли Вы организацией библиотечного дела» где (1-нет, 10 - полностью):

Вариант ответа

Кол-во

(чел)

Доля
 1 3 2,9 %
2 1 1,0 %
3 4 3,9 %
4 3 2,9 %
5 19 18,6 %
6 7 6,9 %
7 12 11,8 %
8 15 14,7 %
9 10 9,8 %
10 28 27,5 %
Нажмите, чтобы увеличить

На вопрос:  «Что, на Ваш взгляд, нужно сделать для дальнейшего улучшения библиотечного дела?» получили следующие ответы:

- пополнять фонд библиотек новыми книгами;

- подписка на новые книги, периодику;

- включать в фонд книги, необходимые для формирования и развития личности;

- компьютеризировать;

- улучшать материальную базу библиотек, выделять больше финансов на комплектование;

- информатизация;

- привлечение читателей;

- поиск и внедрение креативных подходов к работе;

- больше освещать литературу, имеющуюся в библиотеках;

- повысить профессионализм кадрового состава;

- портал с электронной библиотекой, электронные книги;

- взаимодействие с образовательными учреждениями;

- увеличить количество проводимых мероприятий, для привлечения молодежи;

- цифровать литературу;

- изучать читательские потребности;

- совершенствовать библиотечное пространство для комфортного и приятного нахождения и чтения;

-  государственная поддержка библиотек;

- заинтересовывать школьников литературой разного жанра и направления;

- реклама новинок по ВГТРК;

- он-лайн экскурсии.

Методист НМО ЗКДЮБ – Ткаченко Н. А.

ЧИТА. СЕНТЯБРЬ. ВРЕМЯ АКТИВНОГО ЧТЕНИЯ И БИБЛИОТЕЧНОГО ПАРТНЁРСТВА

«Время читать!» – под таким призывным названием 11 сентября на территории Центральной городской библиотеки им. А. П. Чехова состоялся VIII городской фестиваль чтения. Фестиваль объединил усилия многих профессиональных библиотечных сообществ и был направлен на популяризацию книги и продвижение детско-юношеского чтения. Организаторами фестиваля была организована работа площадок-секторов библиотек ЦБС г. Читы: Центрального, Ингодинского, Черновского и Железнодорожного районов и сектора библиотечных партнёров (Забайкальская краевая детско-юношеская библиотека им. Г. Р. Граубина, РОО «Трезвое Забайкалье», А. Н. Калинкин – читатель библиотеки № 18).

Участниками масштабного мероприятия стали специалисты библиотек, учителя и учащиеся общеобразовательных учреждений г. Читы, вниманию которых были представлены книжно-иллюстративные выставки, обзоры, викторины, выставки прикладного творчества, видеофильмы. Библиотекари проводили с детьми и подростками оживлённые библиотечные часы, беседы, мастер-классы и организовали акцию «Буккроссинг».

Работа каждого сектора была отмечена не только разнообразием организационных форм, но и тематической направленностью и содержанием: краеведческие материалы и творческие встречи с писателями Забайкалья (ЦГБ им. А. П. Чехова); выставка, викторина и ролевая игра, посвящённые Году гражданской активности и волонтёрства. Знакомство с работой читинского отряда волонтёров им. К. Долгова (библиотека им. А. П. Гайдара); выставка, обзор, викторина о Байкале (библиотека № 6); материалы о настоящем и будущем микрорайона Северный, жизни и деятельности В. Л. Шокалюка (библиотека № 7 им. В. Л. Шокалюка); беседа о жизни и творчестве забайкальских писателей В. И. и В. Г. Балябиных (библиотека № 21); визитные карточки библиотек (библиотеки № 1, № 3, № 9); мастер-классы (библиотеки № 8, № 5); викторина о прошлом, настоящем и будущем мкр. Сосновый бор (библиотека № 12); поэтический час о воинах-интернационалистах (библиотека № 14); заочная экскурсия по музею «История Черновских копей» (библиотеки № 4, № 20); выставки прикладного творчества (библиотеки № 5, № 16, № 22); демонстрация фильмов забайкальских авторов, мастер-класс от создателей фильмов (библиотека № 23); игра по литературным произведениям забайкальских писателей-юбиляров (библиотеки № 1, № 8); профилактические беседы за здоровый образ жизни (РОО «Трезвое Забайкалье») и др.

Специалистами отдела  обслуживания и отдела литературы по искусству Забайкальской краевой детско-юношеской библиотеки им. Г. Р. Граубина для юных участников фестиваля была подготовлена книжно-иллюстративная выставка «Дети. Книга. Творчество», проведён обзор представленных на выставке книг и периодических изданий, организована увлекательная викторина.

Для библиотекарей и педагогов  научно-методическим отделом ЗКДЮБ была представлена выставка-ярмарка издательской методической литературы. Сборники материалов краевых семинаров, конференций и конкурсов; разработки специалистов ЗКДЮБ в виде методических материалов и рекомендаций, сценариев по самым различным направлениям библиотечной работы с подрастающим поколением, пользовались спросом у гостей и участников фестиваля.

В ходе фестивальных мероприятий происходил конструктивный обмен идеями, мнениями и профессиональным опытом. Было интересно и познавательно посетить библиотечные площадки коллег, презентации которых могли многое поведать о работе библиотек в приоритетных направлениях культурно-просветительской деятельности, передать их особенный и неповторимый корпоративный дух творчества и созидательности.

Димова Л. И., зав. НМО ЗКДЮБ

СМОТРЕТЬ ФОТОРЕПОРТАЖ

СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА: ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

И СТРАТЕГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ КНИГИ И ЧТЕНИЯ

Под таким заголовком работает выставка информационно-методической литературы научно-методического отдела Забайкальской краевой детско-юношеской библиотеки им. Г. Р. Граубина.

В разделе «Научно-методические основы продвижения детско-юношеского чтения» размещены труды учёных-библиотековедов А. В. Соколова – «Российские библиотеки в информационном обществе» и В. А. Бородиной – «Теория и технология читательского развития в отечественном библиотековедении» (научные и методологические основы); издания Российской государственной детской библиотеки – «Практики детского чтения: результаты комплексного исследования» (авт.- сост. Е. А. Колосова) и «Растим читателя: программы, методики, исследования» (авт.-сост. О. Л. Кабачек); материалы научно-практической конференции Забайкальского Государственного университета «Актуальные проблемы и перспективы становления ребёнка-читателя в современном информационном обществе».

Раздел «Современные методы и средства продвижения книги и чтения: каналы масс-медиа» представлен следующими материалами: «Библиотечно-информационная деятельность» (М. Я. Дворкина); «Медийная поддержка чтения» (И. Ю. Матвеева); «Электронные услуги библиотек» (Е. Ю. Елисина); «Чтение и образование в информационном обществе» (Н. А. Коряковцева, В. А. Фокеев); «Телекоммуникационные технологии для библиотек» (Л. И. Алешин); «Библиотека в электронной среде: рецепты продвинутого пользователя» (научно-практическое пособие, под общ. ред. Б. Р. Логинова, сост. Л. В. Новинская).

В разделе  «Библиотечная практика: опыт и инновации читательского развития» расположены методические материалы для организации библиотечных мероприятий с детьми и подростками: «Растим читателя» (программы литературного развития детей 3-9 лет, РГДБ, Москва под общ. ред. Н. Малаховой); «Игровые формы и методы в работе детских библиотек» (Н. П. Опарина); «Встречи с героями книг» (библиотечные уроки, сценарии мероприятий, инсценировки, И. А. Агапова, М. А. Давыдова); «Книги, дети, творчество» (учебно-методическое пособие, Н. П. Опарина); «Праздник книги и чтения» (сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией, РГДБ, Москва).

Кроме представленных на выставке материалов, фонды научно-методического отдела располагают и другой полезной литературой  для организации профессиональной деятельности детского и школьного библиотекаря. Это – научные труды ведущих учёных-библиотековедов; учебные пособия; справочники и стандарты; литература по библиотечному менеджменту и маркетингу; материалы научно-практических семинаров и конференций; разработки библиотечных мероприятий различных направлений; периодические профессиональные издания;  информационно-библиографическая и методическая издательская продукция отделов ЗКДЮБ им. Г. Р. Граубина.

Методическим отделом ЗКДЮБ в помощь библиотечным специалистам разрабатываются и издаются сборники методических материалов – разработки мероприятий по патриотическому, экологическому, эстетическому, правовому воспитанию; формированию здорового образа жизни; литературному краеведению, в частности – издаётся серия к юбилейным датам забайкальских авторов: Г. Р. Граубина, В. Г. Никонова, Н. В. Ярославцева, А. Г. Озорниной и др. Имеются методические материалы по организации профессиональной деятельности педагогов-библиотекарей общеобразовательных учреждений.

Деятельность Забайкальской краевой детско-юношеской библиотеки на современном этапе направлена  на развитие системы научно-методического сопровождения и повышения квалификации специалистов библиотек Забайкальского края в рамках реализации программы поддержки  детского и юношеского чтения  в Российской Федерации.

Фонды научно-методического отдела всегда открыты для пользователей и читателей Читы и Забайкальского края – библиотекарей муниципальных и школьных библиотек, педагогов, воспитателей и студентов. В отделе можно выбрать необходимую для работы литературу, а также приобрести в личное пользование методические материалы.

Специалисты отдела обеспечат пользователю свободный доступ к фонду, представят необходимые справки и консультации, информацию об имеющейся издательской продукции.

В кабинете для пользователей и читателей имеется рабочая зона и созданы условия для результативной работы с необходимой информацией и методическими материалами.

Димова Л. И., зав. НМО ЗКДЮБ

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИГРОВЫХ ФОРМ В БИБЛИОТЕЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ

Чтение – индикатор не только состояния общества, но и отношения общества к своему будущему. В настоящее время наблюдается повышение роли библиотек в воспитательном воздействии на подрастающее поколение.

Современный библиотекарь использует все возможности расширения форм подачи библиотечного материала. Этому может способствовать игра, являющаяся неотъемлемой частью учения, досуга и культуры.

«Игра – зарождающаяся потребность искусства в юной душе»,– говорил Ф. М. Достоевский. В игре ребенок испытывает чувства, сходные с чувствами создателя художественного произведения, что отмечал еще Ю. М. Лотман, говоря о том, что «восприятие (и создание) произведения искусства требует особого художественного поведения, которое имеет ряд общностей с игровым». Игра – основная форма активности ребенка.

Игра взаимодействует с книгой и чтением, положительно влияет на формирование потребности в общении с традиционной книгой, на воспитание талантливого читателя, способного вбирать интеллектуальный, нравственный, социальный, эстетический опыт, отраженный в литературных произведениях.

В настоящее время игра обрела свое место в структуре библиотечного пространства – появились игровые залы, игровые комнаты, статус которых прописан в документах, например «Положение об игровой комнате».

Понятие «библиотечные игры» объединяет игры, содержанием которых является книга.

Технология игровой деятельности – это комплекс методов и средств воздействия на участников игры. «В момент проведения игры аниматор ведет жесткий расчёт условий игрового поля, настроений собравшихся, их интеллектуальных и физических возможностей, интересов и много другого», – считает В. П. Шашина и предлагает придерживаться поэтапной последовательности в создании игры:

1. Всё начинается с появления ведущего на игровом поле. Его костюм, грим, пластика, речь соответствуют определенному сценическому образу. Ведущий приветствует собравшихся зрителей и участников.

2. Важно создать условия для активного игрового общения, а для этого необходимо действие - конфликт или проблема, которую могут решить совместно участники игры. Для создания такой ситуации аниматору необходимы ассистенты. Например, если аниматор – юморист, то ассистент – человек без юмора. Возможен вариант взаимодействия сказочных персонажей: Баба-Яга и Василиса Премудрая, Незнайка и Знайка.

3. Для игры необходимо конкретное число участников. «На помощь приходит манок – приём незаметного для присутствующих вовлечения в игровое действо». Это может быть загадывание загадок, предложение продолжить известное стихотворение, повторить скороговорку, т.е. своеобразные «приманки», на которые ловятся желающие взаимодействовать с ведущим, сразу превращаясь в участников игры или конкурса.

4. Появившиеся на игровом поле участники становятся артистами. Им присваиваются роли, определяется арена действий, необходимый реквизит.

5. Игровое действие – всегда настоящее соревнование, поэтому необходимо усвоить правила. Иногда проводится «пробная» игра.

6. Соревнование проходит до полного выполнения условий игры, которая заканчивается определением победителей по решению ведущего, жюри или волей зрительских симпатий,

7. Наградами для играющих могут быть разыгрываемый приз, зрительские овации, концертный номер и т.д.

Игра среди форм массовых мероприятий отличается сложностью в организации и проведении. 

Во время проведения игры усилия организаторов направлены на то, чтобы у участников возникла игровая деятельность. Возникновение феномена игровой деятельности фиксируется при помощи следующих критериев:

1. возникновение у участников игровой мотивации, направленной не столько на получении определённого результата, сколько непосредственно на процесс игры (переживание удовольствия от игры и коллективного творчества, азарт интеллектуального соревнования);

2. осуществление участниками действий по самоопределению в игровых ситуациях (принятие целей и задач игры, понимание игрового сюжета, нахождение своего места в игре);

3. включение участников в игровой процесс (проявление таких способностей, как воображение, импровизация);

4. проявление людьми игрового темперамента (повышение их активности, работоспособности, проявления артистичности)

Выделяются специальные условия, реализация которых с наибольшей вероятностью может обеспечить возникновение у участников игровой деятельности:

1. построение игры на основе актуальной для участников темы (проблемы);

2. наличие условия адекватности игровой формы умственным и личностным особенностям участников;

3. наличие у игроков психологической готовности к участию в игре, желание «поиграть», отношение к игре не как к чему-то бесполезному, но как к интересному, захватывающему и развивающему действу;

4. опора на механизм «психологического заражения». Ведущий сам должен быть очень активным, заинтересованным в игре.

Если игра предусматривает деление детей на команды, то желательно:

1. сделать команды равными по количеству участников. Исключения составляют случаи, когда дети сами согласны на количественное неравенство между их командой и командой соперников.

2. предложить детям выбрать капитана команды (даже если такая роль и не предусматривается сценарием). Это позволит упорядочить отношения в команде, так как функции капитана: назначать отвечающего или выполняющего какое-либо задание; в случаях, когда на поставленный вопрос у команды нет единства во мнениях, принимать решение о правильном ответе; следить за дисциплиной в команде.

Не важно, будут команды смешанными или дети разделятся на девочек и мальчиков. Нельзя насильно переводить какого-либо ребёнка из одной команды в другую, если он на это не согласен. Настроение ребёнка будет испорчено, и возможно, он не захочет вступить в игру.

Необходимо гасить отрицательные реакции у детей в ходе игры. Если появляются какие-либо вопросы, недовольство, сомнения в справедливости оценивания соперников, нужно сразу же кратко, но строго и чётко прояснить ситуацию, объяснить, почему так, а не иначе был оценен конкурс.

Обычно игра длится около (но не более) часа (для младших школьников - 35-40 мин, для средних и старших школьников – 45-50 мин.), поэтому ведущие должны обеспечить высокий темп, а составители – позаботиться об оптимальном чередовании заданий разных типов.

В библиотечной игре не должно быть побеждённых (хотя счёт может быть далеко и не равным и команда, набравшая большее количество баллов бурно порадуется этому при поддержке ведущего). При подведении итогов игры необходимо обратить внимание детей на то, что все участники её – победители: ведь их знания пополнились, закрепились. Важно, чтобы все участники игры – и победители и проигравшие – ушли из библиотеки в хорошем настроении, с желанием снова сюда прийти, поучаствовать в новых мероприятиях, т. е. чтобы появилась (если дети впервые в библиотеке), сохранилась положительная установка на библиотеку. Именно поэтому важно отметить всех участников игры.

Профессиональные знания, умения и навыки ведущего, в роли которого выступает библиотекарь, формируются в процессе обучения, самообразования, опыта игровой деятельности.

Задача аниматора состоит в осознанной и целенаправленной организации игрового действия на всех перечисленных этапах.

В первую очередь, необходимо выделить задачи, которые решает ведущий-аниматор, поскольку он должен уметь организовать игру ума, фантазии, воображения, сделать игрока не просто отвечающим на вопросы или выполняющим какие-либо действия, а участником настоящего творческого процесса.

Чувство юмора необходимо ведущему для того, чтобы создать чудесный, праздничный мир шутки, обеспечить правильные ответы на интеллектуальные вопросы, организовать дружеское игровое общение.

Ведущий игрового действа – специалист по общению с людьми (психолог); артист массово-затейного жанра, демонстрирующий хореографический, певческий, ораторский, организаторский талант.

Залог успеха организатора – тщательно разработанный сценарий, в котором предварительно оцениваются все возможные ситуации на игровом поле.

В процессе проведения игры ведущий решает множество задач:

- создает непринужденную, дружескую атмосферу общения, обстановку доброжелательности, проникнутую чувством товарищества;

- своевременно и тактично помогает участникам преодолеть возрастные особенности общения, застенчивость, неумение познакомиться друг с другом;

- не просто демонстрирует схему игры, но «одевает игру в свер¬кающие одежды воображения и фантазии», моделирует её;

- изучает и учитывает интересы детей: для одних игра – возможность почерпнуть интеллектуальную информацию, для других – утолить потребность в движении, для третьих – получить зрительные и слуховые эмоции.

Перечень задач достаточно обширен, и для того чтобы их решить, ведущему необходимо знать и выполнять законы игр:

1. Любой игре присущи легкость и импровизация в сочетании с твердыми правилами.

2. Участник игрового действия должен получать удовольствие, испытывать азарт, упоение, отчаяние, кураж; если игра перестала «захватывать» – она «умерла», её надо прекратить.

3. Организатору игры необходимо обладать запасом игрового репертуара и уметь контролировать все свои чувства, а также владеть собой и аудиторией одновременно.

Не менее важно определить роли, позиции, статус взрослых в играх детей. Главный статус любого взрослого в детской игре – партнёр.

Сущность педагогического влияния на детские игры заключается не столько в непосредственном вмешательстве взрослого, сколько в создании условий, определяющих правильное отношение детей к игре. По мнению С. А. Шмакова, таких условий семь.

Первое. Дети должны знать и понимать то содержание, которое лежит в основе сюжета, фабулы, программы игры. Участие детей в игре находится в прямой зависимости от уровня их общего развития.

Второе. Конструктивная основа любой игры – преодоление препятствий в достижении игровой цели, даже если эти препятствия создаются самим ребенком в ходе развития игры.

Третье. В основе многих игр лежит соревнование, состязание, соперничество. Состязание придает игре движение, дает толчок к развитию принятых игровых ролей. Соревнование необходимо для выяснения результатов игры, для подведения итогов.

Четвёртое. Дети должны быть свободны от сильных переживаний и побуждений, не связанных с игрой. Выбирая отрезок времени для проведения игры, надо обязательно выяснить, не попадает ли на это же время более интенсивное воздействие.

Пятое. Игра не должна превалировать над иной, ведущей на определенном возрастном этапе деятельностью, В этом смысле необходима оптимальная педагогическая пропорция.

Шестое. Наличие элементов юмора в игре – средство преодоления напускного скептицизма детей, особенно старшего возраста. Юмор – сильнейшее педагогическое средство. Само содержание игры может нести в себе юмористическую ситуацию. Например, шуточные поощрения и наказания – присвоение званий, выдача нарядов и т.п.

Седьмое. Игра должна быть оснащена необходимыми предметами, игрушками, игровыми атрибутами.

Для того чтобы любая игра состоялась, необходимы:

- участник или участники, выразившие желание и готовность играть;

- правила игры, определяющие ее данность и смысл; в самом простом виде – правило хода, конкретного игрового действия, за успешное выполнение которого присваиваются очки, баллы, призы;

- игровой хронотоп – игровое пространство и игровое время;

- сюжет игры – то, что она отображает, то, что воспроизводит играющий в качестве центрального характерного момента, фабула игры;

- игровой реквизит (от самого незатейливого до весьма сложного).

Методист НМО ЗКДЮБ им. Г. Р. Граубина Ткаченко Н. А.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Жарков, А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебно-методическое пособие / А. Д. Жарков. – Москва: МГУК; ИПО Профиздат, 2010. – 288 с.

2. Сафонова, Н. К. Игры в детской библиотеке: теория, методика, библиотечная практика / Н. К.Сафонова / ЧГАКИ. – Челябинск, 2006. – 58 с.

3. Шашина, В. П. Методика игрового общения: Учебное пособие / В. П. Шашина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 288 с.

4. Шмаков, С. А. Игры учащихся – феномен культуры / С. А. Шмаков. – Москва: Новая школа, 2009. – 240 с.

МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ СЦЕНАРИЯ ДЛЯ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

В ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ

На сегодняшний день продвижение детского и юношеского чтения является проблемой государственного значения. Большую роль в успешном привлечении к чтению играет массовая работа в библиотеках. К ней относится постановка и проведение различных по форме мероприятий от обзоров до театрализованных представлений и требует от библиотекаря определённых режиссёрских навыков.

Составление сценария является основным моментом в подготовке и проведении мероприятия в библиотеке. При его написании можно четко спланировать все этапы и их логическую взаимосвязь, продумать методы и приемы достижения цели, эффективно использовать справочно-поисковый аппарат библиотеки, предусмотреть ошибки и промахи.

Каждый сценарий должен иметь точное композиционное построение, которое позволяет упорядочить, точно изложить события, расположить составные части сценария:

1. экспозиция – ввод в предлагаемые обстоятельства, бывает двух типов:

а) прямая – знакомство с действующими лицами;

б) косвенная – вводит необходимые данные по ходу действия.

2. завязка – событие, которое дает толчок к действию.

3. развитие действия – основное действие.

4. кульминация – высшая эмоциональная точка, заостряет идею своего мероприятия. 

5. развязка – восстанавливает равновесие.

6. финал – обычно достигается выразительными средствами (музыка, танец, песня).

Сценарии по способу написания делятся на 3 вида:

1. Комбинированный (написанный методом компиляции);

2. Оригинальный сценарий;

3. Смешанный сценарий.

По форме написания подразделяются на 4 типа:

1. Массовые театрализованные праздники (на площадях, полянах, стадионах);

2. Театры малых форм – миниатюры, скетчи;

3. Массовые юбилейные вечера о реальных людях и событиях;

4. Досуговые программы эстетического или развлекательно-эмоционального характера.

Основными этапами работы над сценарием являются:

1. Нахождение темы, проблемы. Тема – это круг жизненных явлений, который должен быть исследован.

Из круга вопросов, явлений, волнующих аудиторию, сценарист отбирает актуальные. Каждое произведение литературы есть не что иное, как исследование каких – либо жизненных явлений художественными средствами. Тема должна быть раскрыта, решена как задача, поэтому сценаристу нужно искать решение задачи.

Постановка проблемы – это уже первооснова намечающегося конфликта. Правильно поставить проблему–   значит отобразить конфликт, без которого не может быть драматургии в мероприятии.

Каждый сценарий имеет свое архитектурное строение. Он состоит из эпизодов, каждый из которых логически выстроен внутри и имеет законченность.

Блок эпизодов – это совокупность эпизодов, объединенных одним сценическим заданием.

Как только сценарист осознает авторскую позицию как сверхзадачу, которую необходимо реализовать, можно уже приступать к приемам разработки сценических задач.

Сверхзадача – это конечная цель. Замысел – это модель воплощения идеи в материале темы. Замысел – это художественно – образное оформление поставленной цели. Сначала разработка замысла сценариста в целом, затем блока, эпизода.

Документальный факт – должен исследоваться ассоциативно.

Сценарно-режиссерский ход еще называют драматургическим, сценарным. Это, прежде всего смысловой ход, в основе которого лежит идейное начало, указывающее направление монтажа, подсказывающее композиционное решение.

Сюжет – это способ исследования «фактов жизни» через конфликт.

Существует два принципа построения сюжета:

1. Литературно-повествовательный сюжет – раскрывается описательными средствами, с помощью рассказа, через рассказчика, персонажи.

2. Драматический сюжет – драматические события восстанавливаются или создаются при помощи действующих лиц не в плане рассказа, а в плане действия на сцене.

Исходя из сюжета отбираются художественные средства. Самое яркое выразительное средство художественного материала является слово. Оно создает атмосферу между сценической пластикой и аудиторией. Создает словесные образы, несет информацию.

Слово бывает:

- поэтическое – при помощи его можно сделать поэтический вечер, воздействовать на чувствительность человека;

- прозаическое; танец (народный, эстрадный), пластика (пантомима, гимн), песня, живопись, скульптура, графика.

Существует 3 приема существования фактов и документов в сценарии:

1. Иллюстративный – когда факты жизни вводятся для подтверждения фактов искусства.

2. Комментаторский – когда факты жизни комментируются фактами искусства.

3. Ассоциативный – когда сверхзадача определяет выбор вариантов воспитательного воздействия для достижения практического результата.

При написании сценария необходимо соблюдать следующие требования к художественному материалу:

1. Принцип соответствия выразительных средств цели художественного педагогического воздействия;

2. Принцип достоверности художественного материала;

3. Художественно эстетическая ценность материала;

4. Новизна материала, ясность, простота;

5. Соответствие художественного материала теме и сюжету.

Требования к документальному материалу:

1. Обработка документа;

2. Он должен быть кратким, четким;

3. Ему должен быть присущ ритм.

ПРИМЕР: Сценарий «Земля – наш дом» (Акимова В. А.)

Методист НМО

ЗКДЮБ им. Г. Р. Граубина

Ткаченко Н. А.

О КОНЦЕПЦИИ, БИБЛИОТЕКЕ И ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ ЧТЕНИИ:

технологии и стратегии продвижения книги и чтения

Под таким названием 30 мая 2018 года в стенах Забайкальской краевой детско-юношеской библиотеки им. Г. Р. Граубина состоялось мероприятие, организованное научно-методическим отделом для коллег-библиотекарей.

Методическое мероприятие, проведенное в форме интеллектуально-корпоративного кафе «БиблиоПрофи», послужило началом большой работы по реализации проекта «Знания, опыт, инновации – в поддержку детского и юношеского чтения в Забайкальском крае».

Приобщение детей и юношества к чтению, поддержка и развитие детского и юношеского чтения в настоящее время рассматриваются как приоритетное направление в культурной и образовательной политике нашего государства. Распоряжением Правительства РФ от 3.06.2017 г. № 1155-р утверждена Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ, основная цель которой: повышение статуса чтения, читательской активности и улучшение качества чтения; развитие культурной и читательской компетентности детей и юношества; формирование у подрастающего поколения высоких гражданских и духовно-нравственных ориентиров.

Для успешной реализации программы, основанной на положениях настоящей Концепции, необходимо качественное осуществление исследовательской и научно-методической деятельности региональных библиотечных центров.

Методическая работа является одной из основных составляющих деятельности ЗКДЮБ им. Г. Р. Граубина и от степени организации и осуществления  профессиональной деятельности её структурной единицы – научно-методического отдела, зависит состояние библиотечного обслуживания детей и юношества в регионе.

Проект НМО направлен на развитие системы научно-методического сопровождения и повышения квалификации специалистов библиотек Забайкальского края в рамках реализации программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. Проектом предусмотрено: создание и организация деятельности творческой методической лаборатории на базе научно-методического отдела библиотеки; организация исследовательской деятельности по проблемам детского и юношеского чтения; проведение мероприятий с целью повышения квалификации библиотечных специалистов; организация виртуальных выставок лучшей методической литературы; внедрение интерактивных форм методического сопровождения  профессиональной деятельности, общения и взаимодействия библиотечных специалистов; маркетинговое и фандрайзинговое сопровождение проекта; издание и распространение методических материалов по вопросам продвижения книги, популяризации детского и юношеского чтения в Забайкальском крае.

Для специалистов ЗКДЮБ им. Г. Р. Граубина  коллегами-методистами было организовано пространство для интерактивного общения и взаимодействия – кафе «БиблиоПрофи». Приглашенных на мероприятие библиотекарей под негромкую музыку встречал «официант», предлагающий выбрать блюда из предлагаемого «меню»: напитки «Бодрый библиотекарь» (чай), «Библио-тоник» (кофе); десерты – «БиблиоХрустики», «Заверни в библиотеку», «Книжные странички».

Далее вниманию присутствующих была предложена и пища духовно-интеллектуальная в виде выступлений специалистов научно-методического отдела: «Концепция программы продвижения детско-юношеского чтения в РФ: общие положения, цели, задачи и основные направления реализации программы» (презентация) – Димова Людмила Иннокентьевна, зав. НМО; «Современная библиотека: научно-методологические основы продвижения книги и чтения» (презентация-обзор методической литературы) – Путинцева Елена Юрьевна, зав. сектором маркетинга, кандидат культурологии; «Опыт, творчество и лучшие идеи продвижения книги и чтения» (презентация по материалам профессиональной библиотечной периодики) – Ткаченко Наталья Александровна, методист.

Все выступления методистов сопровождались мультимедиа-презентациями, в то же время вызывали присутствующих на прямой диалог.

Димова Л. И. в своем выступлении обратила внимание на основные положения, принципы, цели, задачи и направления реализации Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ в период с 2018 по 2026 гг. После выступления была проведена блиц-викторина, на вопросы которой библиотекари активно отвечали, проявляя знания о направлениях, положениях, уровнях и этапах реализации программы. Лучшие знания и высокую активность показали: Абрамова В. А., зав. ООиФ; Гладышева А. В., зав. ОКиК; Голомидова В. О., режиссер массовых представлений.

Живой интерес у библиотекарей вызвали обзоры научно-методической литературы и профессиональных периодических изданий из фондов НМО. Путинцева Е. Ю. представила вниманию присутствующих материалы научно-практических конференций и научные труды лучших учёных-библиотековедов: Дворкиной М. Я; Соколова А. В.; Опариной Н. П.; Кашкарова А. П. и др. Был проведен и обзор методической литературы: сборников библиотечных уроков, сценариев мероприятий, программ литературного и читательского развития и других.

Ткаченко Н. А. привела примеры инновационного и передового творческого опыта работы библиотек России в деле продвижения книги и чтения, чьи материалы размещены на страницах библиотечных периодических изданий – журналов:  «Библиотека» и «Игровая библиотека».

В течение всего мероприятия, на фоне непринужденного общения обсуждались серьезные вопросы и осуществлялся поиск решения актуальных проблем продвижения детского и юношеского чтения в условиях современной библиотеки.

По итогам методического мероприятия было проведено анкетирование среди присутствующих специалистов, многие из которых высоко оценили качество его организации и содержания.

А у методистов продолжаются трудовые будни: это отчёты и планы, конкурсы и акции, информационно-аналитическая и издательская деятельность, обслуживание читателей и многое другое. В то же время отделу предстоит большая научно-исследовательская и методическая работа в рамках проекта «Знания, опыт, инновации – в поддержку детского и юношеского чтения в Забайкальском крае».

Димова Л. И., зав. НМО

ЗКДЮБ им. Г. Р. Граубина

Смотреть фоторепортаж

СОТРУДНИЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ:

грани взаимодействия педагогов и библиотекарей Забайкальского края

5 и 6 апреля 2018 года в ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края» была проведена краевая инновационная сессия «Роль и значение профессиональных сообществ в контексте национальной системы учительского роста». В программе сессии – пленарные заседания и работа площадок профессиональных сетевых сообществ педагогов Забайкальского края: учителей, воспитателей, логопедов, дефектологов и библиотекарей.

Современным российским школам приходится работать в условиях постоянных изменений в образовательной среде: введение ФГОС, новый закон и стратегические ориентиры современной образовательной политики усложняют задачи школ, вводят изменения в образовательный процесс и предъявляют новые требования к педагогическим, в том числе и библиотечным кадрам. Новая образовательная стратегия отечественной системы образования, развитие информационных и коммуникационных технологий отражаются непосредственно в деятельности школьной библиотеки, что приводит к необходимости рассмотрения тенденций её функционирования и развития, поиска новых подходов к организации её деятельности.

Из Манифеста школьных библиотек: «Школьная библиотека – важнейший элемент любой долгосрочной деятельности, направленной на развитие грамотности и образования, предоставление информации, экономическое, социальное и культурное развитие».

В мероприятиях инновационной сессии приняли участие представители Государственного учреждения культуры «Забайкальская краевая детско-юношеская библиотека им. Г. Р. Граубина» – специалисты научно-методического отдела: Димова Л. И. (заведующая НМО) и Путинцева Е. Ю. (заведующая сектором маркетинга), которые представили вниманию педагогов – участников сессии выставку-ярмарку методической издательской продукции ЗКДЮБ. Методическая литература пользовалась спросом у педагогов-библиотекарей, педагогов-филологов, классных руководителей и организаторов школьной внеурочной деятельности.

Работа группы «Ассоциация библиотекарей» была организована в форме методического диалога «Поддержка и развитие детского и юношеского чтения – приоритетное направление библиотечной деятельности».

Вниманию участников диалога были представлены доклады и выступления: Служаевой О. С., старшего методиста кафедры образовательного менеджмента ИРО ЗК; Гостевой Н. Ю., библиотекаря информационно-библиотечного отдела ИРО ЗК; Чужавской О.Ф., методиста по информационно-библиотечной деятельности отдела ИРО; Путинцевой Е. Ю., специалиста ЗКДЮБ им. Г. Р. Граубина.

Методистами «Граубинки» для участия в мероприятии были подготовлены материалы: «Современная библиотека: формы и методы работы в продвижении книги и чтения» (Путинцева Е. Ю.) и «Методическое сопровождение детских и школьных библиотек посредством издательской деятельности НМО ЗКДЮБ им. Г. Р. Граубина» (Димова Л. И.).

Рабочая группа библиотекарей-педагогов и библиотечных специалистов детской библиотеки обсудила ряд вопросов и проблем, касающихся Государственной политики в области поддержки и развития детского и юношеского чтения; «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ»; роли информационных технологий в просвещении и развитии подрастающего поколения; формирования интереса детей к печатной книжной литературе; обновления библиотечных фондов; роли и значения библиотечного сообщества в продвижении детского и юношеского чтения и др. Рабочей группой «Ассоциация библиотекарей» были приняты решения: проводить встречи в системе (1 раз в квартал); формировать банк лучших идей и методических практик.

В завершении группой были разработаны три карты инновационных проектов по продвижению детского чтения, которые могут быть применимы в работе коллег-библиотекарей.

Специалистами ЗКДЮБ им. Г. Р. Граубина – участниками рабочей группы была разработана карта инновационного проекта, целью которого было обозначено проведение акции «Лучшие книжки – девчонкам и мальчишкам!» по привлечению спонсоров и активизации меценатской деятельности во взаимодействии с библиотеками общеобразовательных учреждений. Ожидаемые результаты от реализации проекта: пополнение фондов новыми образцами художественной литературы; привлечение новых читателей, увеличение посещаемости; повышения уровня библиотечного обслуживания, престижности библиотеки; расширение партнёрских связей.

В результате двухдневного общения коллег-библиотекарей учреждений общего образования и культуры состоялся продуктивный диалог профессионалов библиотечного содружества, что было отмечено всеми участниками. Такие встречи  профессиональных сообществ способствуют не только выявлению существующих проблем, но и выявлению лучшего передового опыта, творческому поиску и распространению инновационных идей библиотечного сопровождения подрастающего поколения Забайкальского края.

Димова Л. И.

ПОИСК ПО САЙТУ


Приглашает видеозал
Мы на YouTube
Мы ВКонтакте


Портал Культура.рф
Рейтинг@Mail.ru