МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

2019 год

СОСТОЯНИЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ И РАБОТЫ БИБЛИОТЕК ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ КНИГИ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ЧТЕНИЯ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

НМО ЗКДЮБ ИМ. Г. Р. ГРАУБИНА

Забайкальская краевая детско-юношеская библиотека им. Г. Р. Граубина в рамках реализации Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ провела on-line исследование «Состояние библиотечного обслуживания детского и юношеского население и работы детских библиотек Забайкальского края по продвижению книги и популяризации чтения».

В анкетировании приняли участие детские, районные и сельские библиотеки Забайкальского края, общее количество которых 61 библиотека (20 (33%) – сельских библиотек, 6 (10%) – ЦРБ, 3 (5%) – отделения и 32 (54%) детских) из 29 районов и Городского округа «город Чита».

Общее количество посещений библиотек за один месяц составляет от 50 человек до 3700. Наименьшее количество посещений обусловлено тем, что общая численность населения сел не превышает 200 жителей, наибольшее количество посещений 3700 приходится на Городской окру «город Чита».

На вопрос: «Есть ли в библиотеках страницы в социальных сетях» ответили:

- 28 библиотек (45,9%) – да;

-33 библиотеки (54,1%) – нет.

Нажмите, чтобы увеличить

На вопрос: «Какая категория населения посещает библиотеку чаще всего» ответили:

- 60 библиотек (98,4%) –дети;

- 21 библиотека (34,4%) – средний возраст;

- 18 библиотек (29,5%) – молодежь;

- 11 библиотек (18%) – пожилые;

Нажмите, чтобы увеличить

На вопрос «Какая литература наиболее востребована у посетителей библиотеки» Наибольшее количество респондентов ответило:

- 46 библиотек (75,4%) – приключения;

- 45 библиотек (73,8%) – классика;

- 39 библиотек (63,9%) – детективы;

- по 38 библиотек (62,3%) – учебная литература и фантастика;

- 14 библиотек (23%) – мистика;

- 12 библиотек (19,7%) – научно-популярная;

- 1 библиотека (1,6%) – научная:

- 19 библиотек (31,1%) добавили детская литература, краеведческая, современная, романы, сказки.

Нажмите, чтобы увеличить

«Способы информирования населения о новинках литературы» ответили:

 

Ответы Кол-во (библиотек) Доля
 1 Выставки   100 %
2 СМИ 13 23,3%
3 Брошюры, обзоры 15 15,7 %
4 Сайт, социальные сети 9 14,7%
5 Наружная реклама, объявления 30 49,7%

На вопрос «При выборе литературы в стенах библиотеки, читатель чаще всего пользуется» получены следующие ответы:

Вариант ответа Кол-во (библиотек) Доля
 1 Фондом открытого доступа   55 90,2 %
2 Справочно-поисковым аппаратом 7 11,5 %
3 Консультацией библиотекаря 54 88,5 %
4 Литературой, представленной на выставках 48 78,7 %
5 Рекомендацией другого пользователя 20 32,8 %
6 Другое... 0 0%
Нажмите, чтобы увеличить

На вопрос: «Какие форма массовых библиотечных мероприятий наиболее посещаемы» основная часть библиотек ответили Конкурсно-игровые программы – 58 (95,1%);

- литературный час и литературно музыкальные композиции – по 37 библиотек. (60,7%);

- 35 библиотек (57,4%) – книжные выставки;

- 31 библиотека (50,8%) – беседы;

- 26 библиотек (42,6%) – литературные вечера;

- 14 библиотек (23%) - обзоры; 

- 6 библиотек (9,8%) дискуссии;

и 10 библиотек (16,4%) добавили такие формы как: квесты, литературные праздники, фестивали, КВН, познавательные часы, экспресс игры, мастер классы, уроки

Нажмите, чтобы увеличить

На вопрос: «Имеются ли в библиотеке любительские объединения, кружки, клубы и др.» большинство библиотек, ответили:

- да – 57 библиотек (93,4%);

- 5 библиотек (8,2%) – нет;

Любительские объединения, клубы, кружки по таким направлениям как:

- экологическое воспитание «Журавленок», «Травинка», «Юный эколог», «Божья коровка», «Эко школа и компания», «Росток».

- ДПИ «Пластилиновая ворона», «Чудеса из бумаги», «Мастерская Мурзилки», «Краски», «В гостях у волшебной бумаги», «Рукодельница», «Умелые ручки», «Коллекция идей», «Золотое перышко», «Смастеримка»

- Краеведческие, театральные, ЗОЖ, фольклорные, кукольные кружки: «Забава», «Буратино», «Время выбрало нас», «Затейник», «Юный краевед», «Багульник», «Дар», «Добрята», «Теремок и др.»

На вопрос: «Какими услугами библиотечного сервиса посетители чаще всего пользуются» библиотеки, ответили:

Вариант ответа Кол-во (библиотек) Доля
 1 Посещение мероприятий 61 100 %
2 Ксерокопирование 36 59,0 %
3 Сканирование 11 18,0 %
4 Использование интернет ресурсов 22 36,1 %
5 Набор и распечатка текста 25 41,0 %
6 Другое...(посещение читального зала, игротеки) 3 4,9 %
Нажмите, чтобы увеличить

На вопрос: «Что на ваш взгляд нужно изменить, чтобы библиотека стала наиболее популярна среди детей и молодежи» библиотеки, ответили:

Вариант ответа Кол-во (библиотек) Доля
 1 Пополнять библиотечный фонд книжными новинками художественной и другой литературы 59 96,7%
2 Пополнять библиотечный фонд периодическими изданиями 44 72,1%
3 Улучшить материально-техническую базу библиотеки 44 72,1%
4 Оптимизировать библиотечное пространство 11 18,0%
5 Проводить больше мероприятий 15 24,6%
6 Другое (сделать игровую зону, добавить рабочие ставки) 3 4,9%
Нажмите, чтобы увеличить

На вопрос: «Приоритетные направления деятельности на ваш взгляд» библиотеки, распределили согласно значимости следующим образом (по шкале от 0 до 5):

Вариант ответа Важность
Духовно-нравственное 4,0
Нравственно-эстетическое 3,8
Патриотическое 4,9
Экологическое 2,8
Краеведческое 3,4
Здоровый образ жизни 2,2

На вопрос: «Ознакомлены ли вы с Концепцией программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ» большинство библиотек ознакомлены 40 (65,6%), не ознакомлены 21 (34,4%)

Нажмите, чтобы увеличить

Библиотеки, которые ознакомлены с Концепцией программы, проводят следующую работу в рамках ее реализации: разрабатывают и реализовывают программы для продвижения детского юношеского чтения в рамках своей библиотеки; систематически проводят мониторинг читательских интересов; участвуют в проектной деятельности; организуют культурно-досуговые мероприятия разных форм для продвижения книги; проводят индивидуальную работу с читателями библиотеки; взаимодействуют с различными сферами (образование).

На вопрос: «Имеется ли потребность в методической помощи (сопровождении) библиотечной деятельности» большинство библиотек ответили да – 42 (68,9%), не нуждаются в помощи – 19 (31,1%)

Нажмите, чтобы увеличить

В методической помощи нуждаются по таким вопросам как: новые технологии в библиотечной работе с детьми и подростками; нормативная база; по правовым вопросам (правовое воспитание подрастающего поколения); компьютерные технологии; инновационная, программная и проектная деятельность; повышение эффективности и качества работы библиотек; социально-культурная деятельность в деятельности библиотек; планирование и отчетность; мониторинговые исследования; краеведческое, эстетическое воспитание подрастающего поколения; работа над мероприятием; работа с грантами.

На вопрос: «Какая помощь вам необходима от ЗКДЮБ им. Г. Р. Граубина как методического центра» библиотеки ответили:

Вариант ответа Ответы Доля
 1 Стажировки на базе ЗКДЮБ им. Г. Р. Граубина 25 41,0%
2 Выездные семинары 32 52,5%
3 Методические материалы (сборники, пособия и др.) 48 78,7%
4 Другое... (повышение квалификации) 2 3,3%
Нажмите, чтобы увеличить

На вопрос: «Возникают ли проблемы при обслуживании читателей различных категорий, какие» библиотеки ответили:

Вариант ответа Ответы Доля
 1 Дети 33 54,1 %
2 Юношество 29 47,5 %
3 Молодежь 28 45,9 %
4 Взрослые 16 26,2 %
5 Руководители детским чтением 20 32,8 %
6 Педагоги 21 34,4 %
7 Другие... 7 11,5 %

При обслуживании детей такие проблемы как: интерес к книге падает; интернет вытесняют книгу; нечего предложить из новинок, а издания прошлых лет приходится списывать по ветхости; отсутствие современной детской литературы и краеведческих изданий; дефицит учебной литературы слабое техническое оснащение; теряют книги, портят периодические издания; маленькое помещение библиотеки, нехватка посадочных мест

- Подростки: Недостаточно фонда по программному обучению, недостаточная укомплектованность справочного фонда; практически нет современной литературы для подростков; отсутствие компьютерного оборудования; нет заинтересованности в чтении

- Молодежь: дефицит учебной литературы, слабое техническое оснащение, отсутствие современной литературы для данной категории; нет интереса к чтению.

- Взрослые: нехватка литературы. 

- Руководители детским чтением и педагоги: не достаточно методической литературы; неохотно посещают библиотеку

Нажмите, чтобы увеличить

На вопрос: «Ваши предложения по продвижению чтения и книги среди детско-юношеского населения» библиотеки Забайкальского края внесли следующие предложения:

- Включить изменения в образовательные программы, увеличить число уроков по чтению, внеклассное чтение;

- Конкурсы для молодых писателей пишущих для детей, стимулировать читательскую активность посредством проведения различных библиотечных мероприятий;

- Внедрять в практику современные формы и методы популяризации книги;

- Создание открытого комфортного библиотечного пространства. Улучшить комплектование;

- Проводить уличные флешмобы, рекламные акции, например: День открытых дверей «Библиотека – это здорово»;

- Вводить инновационные методы работы;

- Создание проектов и программ по продвижению чтения, повышению престижа книги и библиотек, использование презентационных, интерактивных, мультимедийных форм работы;

- Использовать опыт других библиотек в продвижении чтения; активно информировать специалистов, работающих с детьми и юношеством, о новинках отечественной и зарубежной литературы; повышать квалификацию, углублять собственные знания библиотекарей, занимающихся продвижением чтения, в том числе через проведение различных профессиональных конкурсов;

- Активная работа с родителями, привлечение детей к чтению с детского сада, вести пропаганду чтения и книги через СМИ.

На вопрос: «Опыт и инновационные технологии в вашей библиотеки (практика по продвижению детского и юношеского чтения и читательского развития)» библиотеки Забайкальского края поделились следующим опытом:

- Совместная работа с детскими дошкольными организациями, школами.

- Организация работы любительских объединений, клубов по интересам, кружков по таким направлениям как: экологическое, краеведческое, патриотическое, художественно-эстетическое, правовое, ЗОЖ (литературные игры, часы, уроки, беседы, конкурсные программы и др.

- Работа с детьми с ОВЗ.

- Организация и проведение таких форм мероприятий как: литературно-краеведческие программы, квесты, игровые программы, театрализованные представления, мульт- гостиные, флэшмобов, праздники к юбилеям детских писателей, литературные гостиные, час чтения, круглый стол, онлайн-встреча, массовые мероприятия на открытом воздухе. 

- Участие во Всероссийских, международных акциях, районных, городских акциях, городских, районных фестивалях.

- Работа по программам летнего чтения, продвижения детского и юношеского чтения по разным направления. 

- В ходя проведения мероприятий применяются компьютерные технологии (показ презентаций, видеороликов)

В результате проведенного мониторинга детских и сельских библиотек Забайкальского края, выявлена следующая картина (ситуация) состояния библиотечного обслуживания детского и юношеского населения и работы детских библиотек Забайкальского края по продвижению книги и популяризации чтения:

- общее количество посещений, за месяц составляет от 50 и до 3700 читателей, что зависит от численности жителей в населенных пунктах расположения библиотек;

- большая часть библиотек практически не компьютеризирована, нет доступа в интернет, что усложняет взаимосвязь с контролирующими библиотеками, в некоторых населенных пунктах отсутствует телефонная (сотовая) связь;

- сокращается штат рабочих единиц, убираются рабочие ставки, что приводит к нехватке работников, увеличению нагрузки;

- существуют, проблемы с комплектованием, фонд практически не пополняется новинками литературы, периодическими изданиями, основная часть поступивших изданий предоставляется библиотекам в дар, в связи, с чем читательский интерес посетителей падает, так как нет актуальной, новой литературы.

- в связи с недостаточным финансирование у работников нет возможности повышать квалификацию, поднимать уровень своей профессиональной деятельности, посещать выездные обучающие мероприятия (семинары, конференции, круглые столы и тд.), приобретать методическую литературу;

- Часть специалистов не обладают достаточными знаниями и опытом в области нормативной документации, написанию грантов, программ, проектов;

- по продвижению книги и чтения среди детско-юношеского населения библиотеки направлены в большей степени на проведения культурно-досуговых мероприятий, через организацию и проведения которых идет привлечение читателей;

- продвижение идет через взаимодействие с образовательной сферой, активной рекламой литературы через СМИ, наружную рекламу, обзоры литературы, книжные выставки, индивидуальное информирование.

методист НМО ЗКДЮБ

Ткаченко Н. А.

ИТОГИ РАБОТЫ ПЕРЕДВИЖНОЙ КНИЖНОЙ ВЫСТАВКИ «ЧИТАЕМ ВСЕЙ СЕМЬЁЙ» ЗА 2018 ГОД

В 2018 г. в составе передвижной выставки 1866 экз. книг, изданных в последние годы в нашей стране. Выставка поделена на 6 частей (~по 300 экз. в каждой) и в отчетном году работала одновременно в 5 районах края в 23 сельских поселениях:

- Могочинский район – (7 поселений: МЦДБ, МД ф. № 5, ф. № 4 – Могоча, Семиозерный, ф. № 11, Чалдонка, ф. № 14);

- Сретенский район – 2 поселения: г. Сретенск, г. Кокуй;

- Карымский район – (7 поселений) – Карымское, пгт. Курорт Дарасун, Кадахта, Кайдалово, Тыргетуй, Большая-Тура, Адриановка;

- Читинский район – (7 поселений) пгт. Атамановка, с. Новотроицк, с. Сивяково, с. Жипковщина, ст. Лесная, Новая Кука, с. Домна;

- Улётовский район – (работает с декабря 2018 г.)

Всего книги с выставки брали 2756 человек, книговыдача составила 13 161 экз.

Нажмите, чтобы увеличить

С использованием книг передвижной выставки в районных и сельских библиотеках были проведены различные мероприятия: литературные игры; громкие чтения и презентации; конкурсно-игровая программа «Свято-чудная пора» для ребят из летнего выездного лагеря «Лидер»; театральный кружок порадовал игрой сказки «Как медведь трубку нашёл» по произведению С. Михалкова; познавательно-игровая программа «Отдых на природе»; день читательских удовольствий «Книжный калейдоскоп» множество интересных книжных выставок на различные темы и т.д. Представлен образец читательского дневника и даны рекомендации по его заполнению. 31 августа состоялось подведение итогов акции «Лето с книжкою под мышкой». После анализа читательских формуляров были определены самые активные читатели, для них подготовлены дипломы и подарки. Дети поделились своими впечатлениями о прочитанных за лето книгах и порекомендовали полюбившиеся книги своим сверстникам.

Наиболее читаемые книги: Умански К. «Ведьма Пачкуля…», Матюшкина К. «Влипсики атакуют», Качур Е. «Удивительная физика», «Морские обитатели» из серии (Открывай и узнавай), «Чудеса Света», сказки из серии (Пять сказок) и (Сказки из лукошка), сказки из серии книг «Золотое лукошко», В. Чижиков «Наше вам с кисточкой», О. Пройслер «Маленький водяной», Т. Янссон «Муми-Троль в джунглях», Л. Сергеев «Альма», К. Оковитая «Кошмар в парке», С. Георгиев «Нескучная компания».

Благодаря передвижной книжной выставке «Читаем всей семьей» в библиотеках края возросла посещаемость библиотек детьми. Используя книги выставки, сотрудники библиотек разрабатывали увлекательные мероприятия, способствующие продвижению книги и чтения, привлечению новых читателей, развитию и воспитанию юных читателей в различных направлениях.

Все библиотекари отметили, что ребятам очень понравилась выставка, ведь книги все красочные, интересные, а главное новые.

ИННОВАЦИОННАЯ И СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК: ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРОЕКТЫ И ГРАНТЫ

(выставка методической литературы)

Современная ситуация в мире и обществе, изменения, происходящие в области культуры и просвещения, требуют от библиотек систематического и непрерывного процесса совершенствования и развития. Современная детская библиотека сегодня – это модель культуры, центр чтения и просвещения, социализации, воспитания, интеллектуального и духовно-нравственного развития подрастающего поколения.

Научно-методическим отделом ЗКДЮБ им. Г. Р. Граубина осуществляется аналитическая, организационно-информационная, консультационная, маркетинговая и издательская деятельность по обеспечению методического сопровождения библиотечного обслуживания детского населения Забайкальского края.

Методическое сопровождение профессиональной библиотечной деятельности библиотек направлено на совершенствование системы повышения квалификации специалистов детских библиотек; содействие профессиональному росту, раскрытию  творческого потенциала и подъёму уровня профессиональных компетенций на основе научно-теоретической подготовки, через выявление и внедрение в практику современных инновационных технологий, программ и эффективных методов привлечения к чтению и читательского развития подрастающего поколения; освоение технологий социального партнёрства для конструктивного взаимодействия в решении проблем и популяризации книги и чтения; разработку, реализацию и продвижения инновационных библиотечных проектов; формирование системы продвижения детской литературы с вовлечением общественно-значимых фигур и использованием различных каналов коммуникации; медийную поддержку и формы продвижения чтения в современных средствах массовой коммуникации; пропаганду чтения и популяризация детских книг посредством корпоративной и социальной рекламы; формирование и совершенствование системы творческих соревнований, конкурсов и акций, их активное продвижение в медиа-сфере, вовлечение участников через социальные сети и др.

Проблеме организации работы библиотек в области инноваций, социально-культурной и проектной деятельности посвящена выставка методических материалов «Инновационная и социально-ориентированная деятельность библиотек: исследования, проекты и гранты», организованной научно-методическим отделом краевой детско-юношеской библиотеки им. Г. Р. Граубина.

Разделы выставки: «Инновационная библиотечная деятельность: концептуальные основы и профессиональная практика»; «Социально-культурная деятельность библиотек: исследования, опыт и критерии эффективности»; «Проектная деятельность библиотек: инновационные и социально-ориентированные направления» в полной мере отражают проблематику и актуальность настоящей выставки, содержание представленных материалов.

Выставка содержит информационно-методические материалы в виде сборников, учебных и научно-практических пособий видных учёных-библиотековедов России, адресована библиотекарям, руководителям, специалистам методических служб библиотек и всем тем, кто интересуется проблемами библиотечного обслуживания, продвижения  книги и чтения.

Среди изданий, интересных и полезных в профессиональном плане для библиотекарей и других посетителей выставки, следует отметить: учебное пособие «Инновационно-методическая работа библиотек» (Качанова Е. Ю.); научно-практические пособия «Инновационный менеджмент: от идеи до реализации» (Матвеева И. Ю.) , «Универсальная библиотека: инновационная деятельность в профессиональной практике» (Чуприна Н. Т.), «Измерение ценности и критерии эффективности деятельности библиотек: зарубежный опыт» (Чудинова В. П.), «Методика организации работы библиотеки в сфере социально-культурной деятельности» (Жаркова Л. С.); учебно-методические пособия «Повышение квалификации библиотечно-информационнных работников: современный подход» (Шрайберг Я. Л., Адамьянц А. О.) и «Библиотечные исследования» (Крейденко В. С.), «Социально-ориентированная проектная деятельность в библиотеке (Щирикова Л. Д., Яценко Н. В.); рекомендации «Оценка инновационной деятельности библиотек: методы и подходы» (Гусева Е. Н.); практическое пособие «Социологические исследования в библиотеках (Васильев И. Г., Илле М. Е., Равинский Д. К.); научно-методическое пособие «Адаптация библиотек: подходы, методы, модели, практика (Гузнер С., Кожевникова Л. А., Макеева О. В.); сборник-тренажер «Проекты и гранты: от замысла – к реализации» (Пантюхова Т. В.); из опыта работы библиотек «Внедряем новые проекты» (Гусева Е. Н.).


Вышеперечисленные издания содержат информацию об основных понятиях инновационно-методической деятельности библиотек, характерных особенностях этапов инновационных процессов, особенностях их реализации, технологиях изучения, управления и документирования инновационной деятельности; концептуальных основах инновационного менеджмента библиотеки.

В пособиях обосновывается понятие инновационной активности библиотек, предлагается методика оценки её эффективности. Особое внимание уделяется специфике формирования инновационной стратегии, инновационного проектирования, инновационного потенциала библиотечных специалистов и организации инновационной деятельности библиотек.

Материалы выставки содержат описание ряда социальных и маркетинговых инноваций; теоретический материал и конкретные проектные разработки библиотек, апробированные на практике; организационно-методическое обеспечение формирования целевых комплексных проектов и программ в библиотеке; сопутствующую деловую документацию и др.

Знакомство с теоретическими материалами, библиотечной практикой и конкретным опытом, представленными в материалах выставки методической литературы «Инновационная и социально-ориентированная деятельность библиотек: исследования, проекты и гранты», позволит библиотекам определить подходы и способы реализации социокультурных функций, продвижения библиотечных услуг и своих учреждений в современном обществе.

Димова Л. И.

зав. НМО ЗКДЮБ

им. Г. Р. Граубина

ПОИСК ПО САЙТУ


Приглашает видеозал
Мы на YouTube
Мы ВКонтакте


Портал Культура.рф
Рейтинг@Mail.ru