МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

2018 год

ИЗУЧЕНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

(мониторинг)

Забайкальская краевая детско-юношеская библиотека им. Г. Р. Граубина в рамках реализации Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ провела on-lain исследование «Изучения читательского интереса среди населения Забайкальского края».

На вопросы анкеты ответили 102  человека в возрасте от 10 до 70 лет. Преимущественно отвечали люди среднего возраста от 30 до 45 лет из них: мужского пола – 17 чел. (16.7%), женского пола– 85 чел. (83,3%)

Нажмите, чтобы увеличить

На вопрос: «Ваш род занятий» ответили:

- 10 чел. (9.8%) – учеба в среднем образовательном учреждении;

-  6 чел. (5.9%) – учеба в Высшем образовательном учреждении;

-  47 чел. (41.1%) – работа в бюджетном учреждении;

- 6 чел. (5.9%) – государственная (муниципальная) служба;

- 17 чел. (16.7%) – работа в коммерческой структуре;

- 3 чел. (2.9%) – пенсионеры;

- 13 чел. (12.7%) – иной род занятий.

Нажмите, чтобы увеличить

На вопрос «Как вы проводите свободное время?» Наибольшее количество респондентов ответило:

-  48 чел. (47.1%) – читают книги;

- 45 чел. (44.1%) – общаются с друзьями;

- 30 чел. (29.4%) – сидят за компьютером;

-  20 чел. (19,6) – посещают театры, музеи, концерты;

- 17 чел. (16.7%) – читают журналы и газеты, такое же количество опрашиваемых не имеют свободного времени;

- 16 чел. (15,7%) – занимаются спортом.

Нажмите, чтобы увеличить

На вопрос: «Являетесь ли Вы постоянным читателем библиотеки?» ответили:

Вариант ответа

Кол-во

(чел)

Доля
 1  да, являюсь читателем одной библиотеки; 42,2 %
да, являюсь читателем двух и более библиотек; 17,6 %
читателем библиотек не являюсь.
Нажмите, чтобы увеличить

На вопрос «Читаете ли Вы книги?» ответили:

Вариант ответа

Кол-во

(чел)

Доля
 1  да 79 77,5 %
2 нет 2 2,0 %
 3 редко 21 20,6 %
Нажмите, чтобы увеличить

На вопрос: «Какую роль играет чтение в вашей жизни?» основная часть респондентов ответили что любят читать – 52 (51%);

-  как способ развития личности - 49 чел. (48%);

- 46 чел. (45.1%) – это способ получения информации;

- 29 чел. (28.4%) – необходимо для работы;

-  11 чел. (10.8%) – возможность прикоснуться к мировой культуре;

- 9 чел. (8.8%) – необходимо для учебы;

и двое дали свои ответы такие как: способ отвлечься и разбавить, повседневную жизнь

Нажмите, чтобы увеличить

На вопрос: «Книги, каких жанров Вы читаете чаще всего?» большинство опрошенных, ответили:

- предпочитают классику - 46 чел. (45.1%);

- 36 чел. (35.3%) – учебная литература;

- 26 чел. (25.5%) – научно-популярная литература;

- 23 чел. (22,5%) – детективы;

- научная литература – 21 чел. (20.6%);

-18 чел. (17.6%) – приключения;

- 17 чел. (16.7%) – фантастика;

- 11 чел. (10.8%) – мистика;

- 10 чел. (9.8%) дали свой ответ: советская литература, соц. реализм, краеведение, проза Великой Отечественной войны, психологию, философию, бизнес и духовная, современную прозу, романы.

Нажмите, чтобы увеличить

По шкале рейтинга на вопрос: «Удовлетворены ли Вы организацией библиотечного дела» где (1-нет, 10 - полностью):

Вариант ответа

Кол-во

(чел)

Доля
 1 3 2,9 %
2 1 1,0 %
3 4 3,9 %
4 3 2,9 %
5 19 18,6 %
6 7 6,9 %
7 12 11,8 %
8 15 14,7 %
9 10 9,8 %
10 28 27,5 %
Нажмите, чтобы увеличить

На вопрос:  «Что, на Ваш взгляд, нужно сделать для дальнейшего улучшения библиотечного дела?» получили следующие ответы:

- пополнять фонд библиотек новыми книгами;

- подписка на новые книги, периодику;

- включать в фонд книги, необходимые для формирования и развития личности;

- компьютеризировать;

- улучшать материальную базу библиотек, выделять больше финансов на комплектование;

- информатизация;

- привлечение читателей;

- поиск и внедрение креативных подходов к работе;

- больше освещать литературу, имеющуюся в библиотеках;

- повысить профессионализм кадрового состава;

- портал с электронной библиотекой, электронные книги;

- взаимодействие с образовательными учреждениями;

- увеличить количество проводимых мероприятий, для привлечения молодежи;

- цифровать литературу;

- изучать читательские потребности;

- совершенствовать библиотечное пространство для комфортного и приятного нахождения и чтения;

-  государственная поддержка библиотек;

- заинтересовывать школьников литературой разного жанра и направления;

- реклама новинок по ВГТРК;

- он-лайн экскурсии.

Методист НМО ЗКДЮБ – Ткаченко Н. А.

ЧИТА. СЕНТЯБРЬ. ВРЕМЯ АКТИВНОГО ЧТЕНИЯ И БИБЛИОТЕЧНОГО ПАРТНЁРСТВА

«Время читать!» – под таким призывным названием 11 сентября на территории Центральной городской библиотеки им. А. П. Чехова состоялся VIII городской фестиваль чтения. Фестиваль объединил усилия многих профессиональных библиотечных сообществ и был направлен на популяризацию книги и продвижение детско-юношеского чтения. Организаторами фестиваля была организована работа площадок-секторов библиотек ЦБС г. Читы: Центрального, Ингодинского, Черновского и Железнодорожного районов и сектора библиотечных партнёров (Забайкальская краевая детско-юношеская библиотека им. Г. Р. Граубина, РОО «Трезвое Забайкалье», А. Н. Калинкин – читатель библиотеки № 18).

Участниками масштабного мероприятия стали специалисты библиотек, учителя и учащиеся общеобразовательных учреждений г. Читы, вниманию которых были представлены книжно-иллюстративные выставки, обзоры, викторины, выставки прикладного творчества, видеофильмы. Библиотекари проводили с детьми и подростками оживлённые библиотечные часы, беседы, мастер-классы и организовали акцию «Буккроссинг».

Работа каждого сектора была отмечена не только разнообразием организационных форм, но и тематической направленностью и содержанием: краеведческие материалы и творческие встречи с писателями Забайкалья (ЦГБ им. А. П. Чехова); выставка, викторина и ролевая игра, посвящённые Году гражданской активности и волонтёрства. Знакомство с работой читинского отряда волонтёров им. К. Долгова (библиотека им. А. П. Гайдара); выставка, обзор, викторина о Байкале (библиотека № 6); материалы о настоящем и будущем микрорайона Северный, жизни и деятельности В. Л. Шокалюка (библиотека № 7 им. В. Л. Шокалюка); беседа о жизни и творчестве забайкальских писателей В. И. и В. Г. Балябиных (библиотека № 21); визитные карточки библиотек (библиотеки № 1, № 3, № 9); мастер-классы (библиотеки № 8, № 5); викторина о прошлом, настоящем и будущем мкр. Сосновый бор (библиотека № 12); поэтический час о воинах-интернационалистах (библиотека № 14); заочная экскурсия по музею «История Черновских копей» (библиотеки № 4, № 20); выставки прикладного творчества (библиотеки № 5, № 16, № 22); демонстрация фильмов забайкальских авторов, мастер-класс от создателей фильмов (библиотека № 23); игра по литературным произведениям забайкальских писателей-юбиляров (библиотеки № 1, № 8); профилактические беседы за здоровый образ жизни (РОО «Трезвое Забайкалье») и др.

Специалистами отдела  обслуживания и отдела литературы по искусству Забайкальской краевой детско-юношеской библиотеки им. Г. Р. Граубина для юных участников фестиваля была подготовлена книжно-иллюстративная выставка «Дети. Книга. Творчество», проведён обзор представленных на выставке книг и периодических изданий, организована увлекательная викторина.

Для библиотекарей и педагогов  научно-методическим отделом ЗКДЮБ была представлена выставка-ярмарка издательской методической литературы. Сборники материалов краевых семинаров, конференций и конкурсов; разработки специалистов ЗКДЮБ в виде методических материалов и рекомендаций, сценариев по самым различным направлениям библиотечной работы с подрастающим поколением, пользовались спросом у гостей и участников фестиваля.

В ходе фестивальных мероприятий происходил конструктивный обмен идеями, мнениями и профессиональным опытом. Было интересно и познавательно посетить библиотечные площадки коллег, презентации которых могли многое поведать о работе библиотек в приоритетных направлениях культурно-просветительской деятельности, передать их особенный и неповторимый корпоративный дух творчества и созидательности.

Димова Л. И., зав. НМО ЗКДЮБ

СМОТРЕТЬ ФОТОРЕПОРТАЖ

СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА: ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

И СТРАТЕГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ КНИГИ И ЧТЕНИЯ

Под таким заголовком работает выставка информационно-методической литературы научно-методического отдела Забайкальской краевой детско-юношеской библиотеки им. Г. Р. Граубина.

В разделе «Научно-методические основы продвижения детско-юношеского чтения» размещены труды учёных-библиотековедов А. В. Соколова – «Российские библиотеки в информационном обществе» и В. А. Бородиной – «Теория и технология читательского развития в отечественном библиотековедении» (научные и методологические основы); издания Российской государственной детской библиотеки – «Практики детского чтения: результаты комплексного исследования» (авт.- сост. Е. А. Колосова) и «Растим читателя: программы, методики, исследования» (авт.-сост. О. Л. Кабачек); материалы научно-практической конференции Забайкальского Государственного университета «Актуальные проблемы и перспективы становления ребёнка-читателя в современном информационном обществе».

Раздел «Современные методы и средства продвижения книги и чтения: каналы масс-медиа» представлен следующими материалами: «Библиотечно-информационная деятельность» (М. Я. Дворкина); «Медийная поддержка чтения» (И. Ю. Матвеева); «Электронные услуги библиотек» (Е. Ю. Елисина); «Чтение и образование в информационном обществе» (Н. А. Коряковцева, В. А. Фокеев); «Телекоммуникационные технологии для библиотек» (Л. И. Алешин); «Библиотека в электронной среде: рецепты продвинутого пользователя» (научно-практическое пособие, под общ. ред. Б. Р. Логинова, сост. Л. В. Новинская).

В разделе  «Библиотечная практика: опыт и инновации читательского развития» расположены методические материалы для организации библиотечных мероприятий с детьми и подростками: «Растим читателя» (программы литературного развития детей 3-9 лет, РГДБ, Москва под общ. ред. Н. Малаховой); «Игровые формы и методы в работе детских библиотек» (Н. П. Опарина); «Встречи с героями книг» (библиотечные уроки, сценарии мероприятий, инсценировки, И. А. Агапова, М. А. Давыдова); «Книги, дети, творчество» (учебно-методическое пособие, Н. П. Опарина); «Праздник книги и чтения» (сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией, РГДБ, Москва).

Кроме представленных на выставке материалов, фонды научно-методического отдела располагают и другой полезной литературой  для организации профессиональной деятельности детского и школьного библиотекаря. Это – научные труды ведущих учёных-библиотековедов; учебные пособия; справочники и стандарты; литература по библиотечному менеджменту и маркетингу; материалы научно-практических семинаров и конференций; разработки библиотечных мероприятий различных направлений; периодические профессиональные издания;  информационно-библиографическая и методическая издательская продукция отделов ЗКДЮБ им. Г. Р. Граубина.

Методическим отделом ЗКДЮБ в помощь библиотечным специалистам разрабатываются и издаются сборники методических материалов – разработки мероприятий по патриотическому, экологическому, эстетическому, правовому воспитанию; формированию здорового образа жизни; литературному краеведению, в частности – издаётся серия к юбилейным датам забайкальских авторов: Г. Р. Граубина, В. Г. Никонова, Н. В. Ярославцева, А. Г. Озорниной и др. Имеются методические материалы по организации профессиональной деятельности педагогов-библиотекарей общеобразовательных учреждений.

Деятельность Забайкальской краевой детско-юношеской библиотеки на современном этапе направлена  на развитие системы научно-методического сопровождения и повышения квалификации специалистов библиотек Забайкальского края в рамках реализации программы поддержки  детского и юношеского чтения  в Российской Федерации.

Фонды научно-методического отдела всегда открыты для пользователей и читателей Читы и Забайкальского края – библиотекарей муниципальных и школьных библиотек, педагогов, воспитателей и студентов. В отделе можно выбрать необходимую для работы литературу, а также приобрести в личное пользование методические материалы.

Специалисты отдела обеспечат пользователю свободный доступ к фонду, представят необходимые справки и консультации, информацию об имеющейся издательской продукции.

В кабинете для пользователей и читателей имеется рабочая зона и созданы условия для результативной работы с необходимой информацией и методическими материалами.

Димова Л. И., зав. НМО ЗКДЮБ

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИГРОВЫХ ФОРМ В БИБЛИОТЕЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ

Чтение – индикатор не только состояния общества, но и отношения общества к своему будущему. В настоящее время наблюдается повышение роли библиотек в воспитательном воздействии на подрастающее поколение.

Современный библиотекарь использует все возможности расширения форм подачи библиотечного материала. Этому может способствовать игра, являющаяся неотъемлемой частью учения, досуга и культуры.

«Игра – зарождающаяся потребность искусства в юной душе»,– говорил Ф. М. Достоевский. В игре ребенок испытывает чувства, сходные с чувствами создателя художественного произведения, что отмечал еще Ю. М. Лотман, говоря о том, что «восприятие (и создание) произведения искусства требует особого художественного поведения, которое имеет ряд общностей с игровым». Игра – основная форма активности ребенка.

Игра взаимодействует с книгой и чтением, положительно влияет на формирование потребности в общении с традиционной книгой, на воспитание талантливого читателя, способного вбирать интеллектуальный, нравственный, социальный, эстетический опыт, отраженный в литературных произведениях.

В настоящее время игра обрела свое место в структуре библиотечного пространства – появились игровые залы, игровые комнаты, статус которых прописан в документах, например «Положение об игровой комнате».

Понятие «библиотечные игры» объединяет игры, содержанием которых является книга.

Технология игровой деятельности – это комплекс методов и средств воздействия на участников игры. «В момент проведения игры аниматор ведет жесткий расчёт условий игрового поля, настроений собравшихся, их интеллектуальных и физических возможностей, интересов и много другого», – считает В. П. Шашина и предлагает придерживаться поэтапной последовательности в создании игры:

1. Всё начинается с появления ведущего на игровом поле. Его костюм, грим, пластика, речь соответствуют определенному сценическому образу. Ведущий приветствует собравшихся зрителей и участников.

2. Важно создать условия для активного игрового общения, а для этого необходимо действие - конфликт или проблема, которую могут решить совместно участники игры. Для создания такой ситуации аниматору необходимы ассистенты. Например, если аниматор – юморист, то ассистент – человек без юмора. Возможен вариант взаимодействия сказочных персонажей: Баба-Яга и Василиса Премудрая, Незнайка и Знайка.

3. Для игры необходимо конкретное число участников. «На помощь приходит манок – приём незаметного для присутствующих вовлечения в игровое действо». Это может быть загадывание загадок, предложение продолжить известное стихотворение, повторить скороговорку, т.е. своеобразные «приманки», на которые ловятся желающие взаимодействовать с ведущим, сразу превращаясь в участников игры или конкурса.

4. Появившиеся на игровом поле участники становятся артистами. Им присваиваются роли, определяется арена действий, необходимый реквизит.

5. Игровое действие – всегда настоящее соревнование, поэтому необходимо усвоить правила. Иногда проводится «пробная» игра.

6. Соревнование проходит до полного выполнения условий игры, которая заканчивается определением победителей по решению ведущего, жюри или волей зрительских симпатий,

7. Наградами для играющих могут быть разыгрываемый приз, зрительские овации, концертный номер и т.д.

Игра среди форм массовых мероприятий отличается сложностью в организации и проведении. 

Во время проведения игры усилия организаторов направлены на то, чтобы у участников возникла игровая деятельность. Возникновение феномена игровой деятельности фиксируется при помощи следующих критериев:

1. возникновение у участников игровой мотивации, направленной не столько на получении определённого результата, сколько непосредственно на процесс игры (переживание удовольствия от игры и коллективного творчества, азарт интеллектуального соревнования);

2. осуществление участниками действий по самоопределению в игровых ситуациях (принятие целей и задач игры, понимание игрового сюжета, нахождение своего места в игре);

3. включение участников в игровой процесс (проявление таких способностей, как воображение, импровизация);

4. проявление людьми игрового темперамента (повышение их активности, работоспособности, проявления артистичности)

Выделяются специальные условия, реализация которых с наибольшей вероятностью может обеспечить возникновение у участников игровой деятельности:

1. построение игры на основе актуальной для участников темы (проблемы);

2. наличие условия адекватности игровой формы умственным и личностным особенностям участников;

3. наличие у игроков психологической готовности к участию в игре, желание «поиграть», отношение к игре не как к чему-то бесполезному, но как к интересному, захватывающему и развивающему действу;

4. опора на механизм «психологического заражения». Ведущий сам должен быть очень активным, заинтересованным в игре.

Если игра предусматривает деление детей на команды, то желательно:

1. сделать команды равными по количеству участников. Исключения составляют случаи, когда дети сами согласны на количественное неравенство между их командой и командой соперников.

2. предложить детям выбрать капитана команды (даже если такая роль и не предусматривается сценарием). Это позволит упорядочить отношения в команде, так как функции капитана: назначать отвечающего или выполняющего какое-либо задание; в случаях, когда на поставленный вопрос у команды нет единства во мнениях, принимать решение о правильном ответе; следить за дисциплиной в команде.

Не важно, будут команды смешанными или дети разделятся на девочек и мальчиков. Нельзя насильно переводить какого-либо ребёнка из одной команды в другую, если он на это не согласен. Настроение ребёнка будет испорчено, и возможно, он не захочет вступить в игру.

Необходимо гасить отрицательные реакции у детей в ходе игры. Если появляются какие-либо вопросы, недовольство, сомнения в справедливости оценивания соперников, нужно сразу же кратко, но строго и чётко прояснить ситуацию, объяснить, почему так, а не иначе был оценен конкурс.

Обычно игра длится около (но не более) часа (для младших школьников - 35-40 мин, для средних и старших школьников – 45-50 мин.), поэтому ведущие должны обеспечить высокий темп, а составители – позаботиться об оптимальном чередовании заданий разных типов.

В библиотечной игре не должно быть побеждённых (хотя счёт может быть далеко и не равным и команда, набравшая большее количество баллов бурно порадуется этому при поддержке ведущего). При подведении итогов игры необходимо обратить внимание детей на то, что все участники её – победители: ведь их знания пополнились, закрепились. Важно, чтобы все участники игры – и победители и проигравшие – ушли из библиотеки в хорошем настроении, с желанием снова сюда прийти, поучаствовать в новых мероприятиях, т. е. чтобы появилась (если дети впервые в библиотеке), сохранилась положительная установка на библиотеку. Именно поэтому важно отметить всех участников игры.

Профессиональные знания, умения и навыки ведущего, в роли которого выступает библиотекарь, формируются в процессе обучения, самообразования, опыта игровой деятельности.

Задача аниматора состоит в осознанной и целенаправленной организации игрового действия на всех перечисленных этапах.

В первую очередь, необходимо выделить задачи, которые решает ведущий-аниматор, поскольку он должен уметь организовать игру ума, фантазии, воображения, сделать игрока не просто отвечающим на вопросы или выполняющим какие-либо действия, а участником настоящего творческого процесса.

Чувство юмора необходимо ведущему для того, чтобы создать чудесный, праздничный мир шутки, обеспечить правильные ответы на интеллектуальные вопросы, организовать дружеское игровое общение.

Ведущий игрового действа – специалист по общению с людьми (психолог); артист массово-затейного жанра, демонстрирующий хореографический, певческий, ораторский, организаторский талант.

Залог успеха организатора – тщательно разработанный сценарий, в котором предварительно оцениваются все возможные ситуации на игровом поле.

В процессе проведения игры ведущий решает множество задач:

- создает непринужденную, дружескую атмосферу общения, обстановку доброжелательности, проникнутую чувством товарищества;

- своевременно и тактично помогает участникам преодолеть возрастные особенности общения, застенчивость, неумение познакомиться друг с другом;

- не просто демонстрирует схему игры, но «одевает игру в свер¬кающие одежды воображения и фантазии», моделирует её;

- изучает и учитывает интересы детей: для одних игра – возможность почерпнуть интеллектуальную информацию, для других – утолить потребность в движении, для третьих – получить зрительные и слуховые эмоции.

Перечень задач достаточно обширен, и для того чтобы их решить, ведущему необходимо знать и выполнять законы игр:

1. Любой игре присущи легкость и импровизация в сочетании с твердыми правилами.

2. Участник игрового действия должен получать удовольствие, испытывать азарт, упоение, отчаяние, кураж; если игра перестала «захватывать» – она «умерла», её надо прекратить.

3. Организатору игры необходимо обладать запасом игрового репертуара и уметь контролировать все свои чувства, а также владеть собой и аудиторией одновременно.

Не менее важно определить роли, позиции, статус взрослых в играх детей. Главный статус любого взрослого в детской игре – партнёр.

Сущность педагогического влияния на детские игры заключается не столько в непосредственном вмешательстве взрослого, сколько в создании условий, определяющих правильное отношение детей к игре. По мнению С. А. Шмакова, таких условий семь.

Первое. Дети должны знать и понимать то содержание, которое лежит в основе сюжета, фабулы, программы игры. Участие детей в игре находится в прямой зависимости от уровня их общего развития.

Второе. Конструктивная основа любой игры – преодоление препятствий в достижении игровой цели, даже если эти препятствия создаются самим ребенком в ходе развития игры.

Третье. В основе многих игр лежит соревнование, состязание, соперничество. Состязание придает игре движение, дает толчок к развитию принятых игровых ролей. Соревнование необходимо для выяснения результатов игры, для подведения итогов.

Четвёртое. Дети должны быть свободны от сильных переживаний и побуждений, не связанных с игрой. Выбирая отрезок времени для проведения игры, надо обязательно выяснить, не попадает ли на это же время более интенсивное воздействие.

Пятое. Игра не должна превалировать над иной, ведущей на определенном возрастном этапе деятельностью, В этом смысле необходима оптимальная педагогическая пропорция.

Шестое. Наличие элементов юмора в игре – средство преодоления напускного скептицизма детей, особенно старшего возраста. Юмор – сильнейшее педагогическое средство. Само содержание игры может нести в себе юмористическую ситуацию. Например, шуточные поощрения и наказания – присвоение званий, выдача нарядов и т.п.

Седьмое. Игра должна быть оснащена необходимыми предметами, игрушками, игровыми атрибутами.

Для того чтобы любая игра состоялась, необходимы:

- участник или участники, выразившие желание и готовность играть;

- правила игры, определяющие ее данность и смысл; в самом простом виде – правило хода, конкретного игрового действия, за успешное выполнение которого присваиваются очки, баллы, призы;

- игровой хронотоп – игровое пространство и игровое время;

- сюжет игры – то, что она отображает, то, что воспроизводит играющий в качестве центрального характерного момента, фабула игры;

- игровой реквизит (от самого незатейливого до весьма сложного).

Методист НМО ЗКДЮБ им. Г. Р. Граубина Ткаченко Н. А.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Жарков, А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебно-методическое пособие / А. Д. Жарков. – Москва: МГУК; ИПО Профиздат, 2010. – 288 с.

2. Сафонова, Н. К. Игры в детской библиотеке: теория, методика, библиотечная практика / Н. К.Сафонова / ЧГАКИ. – Челябинск, 2006. – 58 с.

3. Шашина, В. П. Методика игрового общения: Учебное пособие / В. П. Шашина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 288 с.

4. Шмаков, С. А. Игры учащихся – феномен культуры / С. А. Шмаков. – Москва: Новая школа, 2009. – 240 с.

МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ СЦЕНАРИЯ ДЛЯ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

В ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ

На сегодняшний день продвижение детского и юношеского чтения является проблемой государственного значения. Большую роль в успешном привлечении к чтению играет массовая работа в библиотеках. К ней относится постановка и проведение различных по форме мероприятий от обзоров до театрализованных представлений и требует от библиотекаря определённых режиссёрских навыков.

Составление сценария является основным моментом в подготовке и проведении мероприятия в библиотеке. При его написании можно четко спланировать все этапы и их логическую взаимосвязь, продумать методы и приемы достижения цели, эффективно использовать справочно-поисковый аппарат библиотеки, предусмотреть ошибки и промахи.

Каждый сценарий должен иметь точное композиционное построение, которое позволяет упорядочить, точно изложить события, расположить составные части сценария:

1. экспозиция – ввод в предлагаемые обстоятельства, бывает двух типов:

а) прямая – знакомство с действующими лицами;

б) косвенная – вводит необходимые данные по ходу действия.

2. завязка – событие, которое дает толчок к действию.

3. развитие действия – основное действие.

4. кульминация – высшая эмоциональная точка, заостряет идею своего мероприятия. 

5. развязка – восстанавливает равновесие.

6. финал – обычно достигается выразительными средствами (музыка, танец, песня).

Сценарии по способу написания делятся на 3 вида:

1. Комбинированный (написанный методом компиляции);

2. Оригинальный сценарий;

3. Смешанный сценарий.

По форме написания подразделяются на 4 типа:

1. Массовые театрализованные праздники (на площадях, полянах, стадионах);

2. Театры малых форм – миниатюры, скетчи;

3. Массовые юбилейные вечера о реальных людях и событиях;

4. Досуговые программы эстетического или развлекательно-эмоционального характера.

Основными этапами работы над сценарием являются:

1. Нахождение темы, проблемы. Тема – это круг жизненных явлений, который должен быть исследован.

Из круга вопросов, явлений, волнующих аудиторию, сценарист отбирает актуальные. Каждое произведение литературы есть не что иное, как исследование каких – либо жизненных явлений художественными средствами. Тема должна быть раскрыта, решена как задача, поэтому сценаристу нужно искать решение задачи.

Постановка проблемы – это уже первооснова намечающегося конфликта. Правильно поставить проблему–   значит отобразить конфликт, без которого не может быть драматургии в мероприятии.

Каждый сценарий имеет свое архитектурное строение. Он состоит из эпизодов, каждый из которых логически выстроен внутри и имеет законченность.

Блок эпизодов – это совокупность эпизодов, объединенных одним сценическим заданием.

Как только сценарист осознает авторскую позицию как сверхзадачу, которую необходимо реализовать, можно уже приступать к приемам разработки сценических задач.

Сверхзадача – это конечная цель. Замысел – это модель воплощения идеи в материале темы. Замысел – это художественно – образное оформление поставленной цели. Сначала разработка замысла сценариста в целом, затем блока, эпизода.

Документальный факт – должен исследоваться ассоциативно.

Сценарно-режиссерский ход еще называют драматургическим, сценарным. Это, прежде всего смысловой ход, в основе которого лежит идейное начало, указывающее направление монтажа, подсказывающее композиционное решение.

Сюжет – это способ исследования «фактов жизни» через конфликт.

Существует два принципа построения сюжета:

1. Литературно-повествовательный сюжет – раскрывается описательными средствами, с помощью рассказа, через рассказчика, персонажи.

2. Драматический сюжет – драматические события восстанавливаются или создаются при помощи действующих лиц не в плане рассказа, а в плане действия на сцене.

Исходя из сюжета отбираются художественные средства. Самое яркое выразительное средство художественного материала является слово. Оно создает атмосферу между сценической пластикой и аудиторией. Создает словесные образы, несет информацию.

Слово бывает:

- поэтическое – при помощи его можно сделать поэтический вечер, воздействовать на чувствительность человека;

- прозаическое; танец (народный, эстрадный), пластика (пантомима, гимн), песня, живопись, скульптура, графика.

Существует 3 приема существования фактов и документов в сценарии:

1. Иллюстративный – когда факты жизни вводятся для подтверждения фактов искусства.

2. Комментаторский – когда факты жизни комментируются фактами искусства.

3. Ассоциативный – когда сверхзадача определяет выбор вариантов воспитательного воздействия для достижения практического результата.

При написании сценария необходимо соблюдать следующие требования к художественному материалу:

1. Принцип соответствия выразительных средств цели художественного педагогического воздействия;

2. Принцип достоверности художественного материала;

3. Художественно эстетическая ценность материала;

4. Новизна материала, ясность, простота;

5. Соответствие художественного материала теме и сюжету.

Требования к документальному материалу:

1. Обработка документа;

2. Он должен быть кратким, четким;

3. Ему должен быть присущ ритм.

ПРИМЕР: Сценарий «Земля – наш дом» (Акимова В. А.)

Методист НМО

ЗКДЮБ им. Г. Р. Граубина

Ткаченко Н. А.

О КОНЦЕПЦИИ, БИБЛИОТЕКЕ И ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ ЧТЕНИИ:

технологии и стратегии продвижения книги и чтения

Под таким названием 30 мая 2018 года в стенах Забайкальской краевой детско-юношеской библиотеки им. Г. Р. Граубина состоялось мероприятие, организованное научно-методическим отделом для коллег-библиотекарей.

Методическое мероприятие, проведенное в форме интеллектуально-корпоративного кафе «БиблиоПрофи», послужило началом большой работы по реализации проекта «Знания, опыт, инновации – в поддержку детского и юношеского чтения в Забайкальском крае».

Приобщение детей и юношества к чтению, поддержка и развитие детского и юношеского чтения в настоящее время рассматриваются как приоритетное направление в культурной и образовательной политике нашего государства. Распоряжением Правительства РФ от 3.06.2017 г. № 1155-р утверждена Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ, основная цель которой: повышение статуса чтения, читательской активности и улучшение качества чтения; развитие культурной и читательской компетентности детей и юношества; формирование у подрастающего поколения высоких гражданских и духовно-нравственных ориентиров.

Для успешной реализации программы, основанной на положениях настоящей Концепции, необходимо качественное осуществление исследовательской и научно-методической деятельности региональных библиотечных центров.

Методическая работа является одной из основных составляющих деятельности ЗКДЮБ им. Г. Р. Граубина и от степени организации и осуществления  профессиональной деятельности её структурной единицы – научно-методического отдела, зависит состояние библиотечного обслуживания детей и юношества в регионе.

Проект НМО направлен на развитие системы научно-методического сопровождения и повышения квалификации специалистов библиотек Забайкальского края в рамках реализации программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. Проектом предусмотрено: создание и организация деятельности творческой методической лаборатории на базе научно-методического отдела библиотеки; организация исследовательской деятельности по проблемам детского и юношеского чтения; проведение мероприятий с целью повышения квалификации библиотечных специалистов; организация виртуальных выставок лучшей методической литературы; внедрение интерактивных форм методического сопровождения  профессиональной деятельности, общения и взаимодействия библиотечных специалистов; маркетинговое и фандрайзинговое сопровождение проекта; издание и распространение методических материалов по вопросам продвижения книги, популяризации детского и юношеского чтения в Забайкальском крае.

Для специалистов ЗКДЮБ им. Г. Р. Граубина  коллегами-методистами было организовано пространство для интерактивного общения и взаимодействия – кафе «БиблиоПрофи». Приглашенных на мероприятие библиотекарей под негромкую музыку встречал «официант», предлагающий выбрать блюда из предлагаемого «меню»: напитки «Бодрый библиотекарь» (чай), «Библио-тоник» (кофе); десерты – «БиблиоХрустики», «Заверни в библиотеку», «Книжные странички».

Далее вниманию присутствующих была предложена и пища духовно-интеллектуальная в виде выступлений специалистов научно-методического отдела: «Концепция программы продвижения детско-юношеского чтения в РФ: общие положения, цели, задачи и основные направления реализации программы» (презентация) – Димова Людмила Иннокентьевна, зав. НМО; «Современная библиотека: научно-методологические основы продвижения книги и чтения» (презентация-обзор методической литературы) – Путинцева Елена Юрьевна, зав. сектором маркетинга, кандидат культурологии; «Опыт, творчество и лучшие идеи продвижения книги и чтения» (презентация по материалам профессиональной библиотечной периодики) – Ткаченко Наталья Александровна, методист.

Все выступления методистов сопровождались мультимедиа-презентациями, в то же время вызывали присутствующих на прямой диалог.

Димова Л. И. в своем выступлении обратила внимание на основные положения, принципы, цели, задачи и направления реализации Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ в период с 2018 по 2026 гг. После выступления была проведена блиц-викторина, на вопросы которой библиотекари активно отвечали, проявляя знания о направлениях, положениях, уровнях и этапах реализации программы. Лучшие знания и высокую активность показали: Абрамова В. А., зав. ООиФ; Гладышева А. В., зав. ОКиК; Голомидова В. О., режиссер массовых представлений.

Живой интерес у библиотекарей вызвали обзоры научно-методической литературы и профессиональных периодических изданий из фондов НМО. Путинцева Е. Ю. представила вниманию присутствующих материалы научно-практических конференций и научные труды лучших учёных-библиотековедов: Дворкиной М. Я; Соколова А. В.; Опариной Н. П.; Кашкарова А. П. и др. Был проведен и обзор методической литературы: сборников библиотечных уроков, сценариев мероприятий, программ литературного и читательского развития и других.

Ткаченко Н. А. привела примеры инновационного и передового творческого опыта работы библиотек России в деле продвижения книги и чтения, чьи материалы размещены на страницах библиотечных периодических изданий – журналов:  «Библиотека» и «Игровая библиотека».

В течение всего мероприятия, на фоне непринужденного общения обсуждались серьезные вопросы и осуществлялся поиск решения актуальных проблем продвижения детского и юношеского чтения в условиях современной библиотеки.

По итогам методического мероприятия было проведено анкетирование среди присутствующих специалистов, многие из которых высоко оценили качество его организации и содержания.

А у методистов продолжаются трудовые будни: это отчёты и планы, конкурсы и акции, информационно-аналитическая и издательская деятельность, обслуживание читателей и многое другое. В то же время отделу предстоит большая научно-исследовательская и методическая работа в рамках проекта «Знания, опыт, инновации – в поддержку детского и юношеского чтения в Забайкальском крае».

Димова Л. И., зав. НМО

ЗКДЮБ им. Г. Р. Граубина

Смотреть фоторепортаж

СОТРУДНИЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ:

грани взаимодействия педагогов и библиотекарей Забайкальского края

5 и 6 апреля 2018 года в ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края» была проведена краевая инновационная сессия «Роль и значение профессиональных сообществ в контексте национальной системы учительского роста». В программе сессии – пленарные заседания и работа площадок профессиональных сетевых сообществ педагогов Забайкальского края: учителей, воспитателей, логопедов, дефектологов и библиотекарей.

Современным российским школам приходится работать в условиях постоянных изменений в образовательной среде: введение ФГОС, новый закон и стратегические ориентиры современной образовательной политики усложняют задачи школ, вводят изменения в образовательный процесс и предъявляют новые требования к педагогическим, в том числе и библиотечным кадрам. Новая образовательная стратегия отечественной системы образования, развитие информационных и коммуникационных технологий отражаются непосредственно в деятельности школьной библиотеки, что приводит к необходимости рассмотрения тенденций её функционирования и развития, поиска новых подходов к организации её деятельности.

Из Манифеста школьных библиотек: «Школьная библиотека – важнейший элемент любой долгосрочной деятельности, направленной на развитие грамотности и образования, предоставление информации, экономическое, социальное и культурное развитие».

В мероприятиях инновационной сессии приняли участие представители Государственного учреждения культуры «Забайкальская краевая детско-юношеская библиотека им. Г. Р. Граубина» – специалисты научно-методического отдела: Димова Л. И. (заведующая НМО) и Путинцева Е. Ю. (заведующая сектором маркетинга), которые представили вниманию педагогов – участников сессии выставку-ярмарку методической издательской продукции ЗКДЮБ. Методическая литература пользовалась спросом у педагогов-библиотекарей, педагогов-филологов, классных руководителей и организаторов школьной внеурочной деятельности.

Работа группы «Ассоциация библиотекарей» была организована в форме методического диалога «Поддержка и развитие детского и юношеского чтения – приоритетное направление библиотечной деятельности».

Вниманию участников диалога были представлены доклады и выступления: Служаевой О. С., старшего методиста кафедры образовательного менеджмента ИРО ЗК; Гостевой Н. Ю., библиотекаря информационно-библиотечного отдела ИРО ЗК; Чужавской О.Ф., методиста по информационно-библиотечной деятельности отдела ИРО; Путинцевой Е. Ю., специалиста ЗКДЮБ им. Г. Р. Граубина.

Методистами «Граубинки» для участия в мероприятии были подготовлены материалы: «Современная библиотека: формы и методы работы в продвижении книги и чтения» (Путинцева Е. Ю.) и «Методическое сопровождение детских и школьных библиотек посредством издательской деятельности НМО ЗКДЮБ им. Г. Р. Граубина» (Димова Л. И.).

Рабочая группа библиотекарей-педагогов и библиотечных специалистов детской библиотеки обсудила ряд вопросов и проблем, касающихся Государственной политики в области поддержки и развития детского и юношеского чтения; «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ»; роли информационных технологий в просвещении и развитии подрастающего поколения; формирования интереса детей к печатной книжной литературе; обновления библиотечных фондов; роли и значения библиотечного сообщества в продвижении детского и юношеского чтения и др. Рабочей группой «Ассоциация библиотекарей» были приняты решения: проводить встречи в системе (1 раз в квартал); формировать банк лучших идей и методических практик.

В завершении группой были разработаны три карты инновационных проектов по продвижению детского чтения, которые могут быть применимы в работе коллег-библиотекарей.

Специалистами ЗКДЮБ им. Г. Р. Граубина – участниками рабочей группы была разработана карта инновационного проекта, целью которого было обозначено проведение акции «Лучшие книжки – девчонкам и мальчишкам!» по привлечению спонсоров и активизации меценатской деятельности во взаимодействии с библиотеками общеобразовательных учреждений. Ожидаемые результаты от реализации проекта: пополнение фондов новыми образцами художественной литературы; привлечение новых читателей, увеличение посещаемости; повышения уровня библиотечного обслуживания, престижности библиотеки; расширение партнёрских связей.

В результате двухдневного общения коллег-библиотекарей учреждений общего образования и культуры состоялся продуктивный диалог профессионалов библиотечного содружества, что было отмечено всеми участниками. Такие встречи  профессиональных сообществ способствуют не только выявлению существующих проблем, но и выявлению лучшего передового опыта, творческому поиску и распространению инновационных идей библиотечного сопровождения подрастающего поколения Забайкальского края.

Димова Л. И.

ПОИСК ПО САЙТУ


Приглашает видеозал
Мы на YouTube
Мы ВКонтакте


Портал Культура.рф
Рейтинг@Mail.ru